Заключен договор о предоставлении персонала между двумя аффилированными юридическими лицами. Работника с его согласия временно, на срок 1 месяц, направляют на работу к заказчику без изменения трудовой функции. Необходимо заключить дополнительное соглашение с работником.
Какие условия нужно внести в дополнительное соглашение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При заключении с работником письменного соглашения стороны вправе включить в него те условия, которые относятся к работе у принимающей стороны, аналогичные тем, которые согласно закону включаются в трудовой договор на основании части второй и четвертой ст. 57 ТК РФ.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров. При этом стороны должны учитывать, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.
С 01.01.2016 вступили в силу изменения в законодательстве, регулирующие отношения по предоставлению труда работников (персонала), порядок осуществления этой деятельности лицами, предоставляющими персонал, особенности труда таких работников. Наряду с частными агентствами занятости деятельность по предоставлению персонала могут осуществлять другие юридические лица, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне (пп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; далее - Закон N 1032-1). Согласно п. 4 ст. 18.1 Закона N 1032-1 особенности регулирования труда работников, направленных для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются Трудовым кодексом РФ.
Нормы трудового законодательства, регулирующие особенности труда работников, направляемых к принимающей стороне, несколько различаются для частных агентств занятости и для других организаций, которые вправе оказывать услуги по предоставлению персонала. Статьей 341.2 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников, направляемых временно частным агентством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Как следует из ст. 341.3 ТК РФ, федеральным законом могут быть установлены особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости. На текущий момент такой закон еще не принят.
На основании действующих в настоящее время норм законодательства мы можем отметить следующее. В отличие от частных агентств занятости, другие исполнители таких услуг не включают в трудовой договор с работниками условие о временном выполнении работником трудовой функции в интересах, под управлением и контролем другого лица, так как они направляют к заказчику работников, которые уже связаны с ними трудовыми отношениями. Также, в отличие от частных агентств занятости, другие организации, предоставляющие труд персонала, не обязаны контролировать соответствие фактического использования принимающей стороной труда работников таких организаций их трудовым функциям и соблюдение принимающей стороной норм трудового права.
Не установлено на сегодняшний день для таких организаций и требование заключать с работником дополнительное соглашение к трудовому договору при направлении на работу к конкретному заказчику. Исполнители услуг по предоставлению персонала, не являющиеся частными агентствами занятости, должны лишь получить согласие работника на использование его труда в интересах другого лица (п.п. 1-3 ст. 18.1 Закона N 1032-1, часть первая ст. 341.1 ТК РФ), при этом способ оформления такого согласия закон не устанавливает. Однако следует учитывать, что согласие работника на временную работу у лица, не являющегося для него работодателем, предполагает ознакомление работника с условиями, в которых он будет трудиться (очевидно, что для него имеет значение место выполнения работы, режим рабочего времени, наличие вредных (опасных) условий труда и т.д.), кроме того, в период направления работника к принимающей стороне у него фактически меняется рабочее место (часть шестая ст. 209 ТК РФ). Поэтому представляется целесообразным в этих случаях заключать с работником письменное соглашение с указанием в нем условий, относящихся к работе у принимающей стороны, аналогичных тем, которые согласно закону включаются в трудовой договор (части вторая и четвертая ст. 57 ТК РФ), а также срока, в течение которого работник будет трудиться у принимающей стороны. К сожалению, мы не располагаем образцами соглашений о направлении работников к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне.
Отметим также, что Минэкономразвития России подготовило и разместило на Федеральном портале проектов нормативных актов (http://regulation.gov.ru/#) текст проекта Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)" (ID проекта 00/03-17645/08-14/12-13-4) (далее - Проект). В частности, Проект содержит положения, частично совпадающие по содержанию с нормами частей пятой и десятой ст. 341.2 ТК РФ, регулирующими порядок оформления отношений с работниками, направляемыми временно частным агентством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Однако обращаем Ваше внимание, что проект не является действующим нормативным актом, поэтому руководствоваться его положениями при оформлении отношений по направлению работника к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей организации, нельзя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
11 августа 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.