Обязаны ли государственные (муниципальные) учреждения применять Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" (далее - Приказ N 625н) для определения требований к квалификации работников в сфере закупок?
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности государственных
(муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 9, сентябрь 2016 г., с. 74-77.
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлены требования к квалификации, профессиональные стандарты (в частности, установленный Приказом N 625н) в части указанных требований обязательны для применения государственными (муниципальными) учреждениями. В свою очередь, названный профессиональный стандарт не является обязательным для применения заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ.
Обоснование. Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В силу п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Статьей 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено право Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" государственные (муниципальные) учреждения обязаны разработать и утвердить с учетом мнения профсоюза работников планы по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), предусматривающие:
- определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в учреждении;
- определение потребности в обучении на основе анализа квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах, и кадрового состава учреждения и проведение мероприятий по обучению в установленном порядке;
- внесение изменений в установленном порядке в локальные нормативные акты и другие документы учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
При этом реализация мероприятий планов должна быть завершена не позднее 01.01.2020.
Кроме того, органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений, обязаны обеспечивать:
- внесение изменений в установленном порядке в соответствующие нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов, подлежащих применению;
- осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.
С учетом вышеизложенного государственные (муниципальные) учреждения обязаны применять профессиональные стандарты:
- в отношении должностей, включенных в план по организации применения профессиональных стандартов;
- в отношении должностей, требования к квалификации работников, их занимающих, прямо предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (например, должности контрактного управляющего).
Кроме того, отметим, что если Трудовым кодексом, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот, то наименования должностей, на которых работают данные работники, должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн. руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
На основании ч. 2 ст. 38 Закона о контрактной системе, в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий).
Следовательно, контрактным управляющим может быть только работник учреждения. Для осуществления деятельности контрактного управляющего ведомственным приказом учреждения вносятся изменения в должностной регламент, трудовой договор контрактного управляющего в установленном порядке по решению руководителя заказчика, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
При этом работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе).
Таким образом, с учетом того, что законодательством РФ в сфере закупок установлены требования к квалификации, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения государственными (муниципальными) учреждениями (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.04.2016 N Д28и-1129).
Необходимо отметить, что при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ профессиональный стандарт носит рекомендательный характер и может применяться учреждениями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2016 N Д28и-1536).
1 сентября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"