Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 2009 г. N 3371/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Муриной О.Л. и Наумова О.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Сыктывкарская птицефабрика" (168220, Республика Коми, Сыктывдинский район, село Выльгорт, ул. Южная, д. 33) от 24.02.2009 о пересмотре в порядке надзора решения от 12.08.2008 по делу N А29-4566/2008 Арбитражного суда Республики Коми, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по заявлению ЗАО "Сыктывкарская птицефабрика" к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Коми (168220, Республика Коми, Сыктывдинский район, село Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 43) о признании частично недействительным решения от 10.06.2008 N 11-07/7.
Суд установил:
по результатам выездной налоговой проверки закрытого акционерного общества "Сыктывкарская птицефабрика" (далее - общество) за период с 06.12.2004 по 31.12.2006 гг. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее - инспекция) были установлены нарушения, послужившие основанием для принятия решения от 10.06.2008 N 11-07/7, которым обществу доначислены налоги, начислены пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления 2 115 212 рублей единого сельскохозяйственного налога за 2005-2006 гг., начисления 545 062 рублей 53 копеек пеней, а также взыскания штрафа в сумме 419 133 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.08.2008 требование общества удовлетворено в части доначисления 23 934 рублей указанного налога, начисления 3 631 рубля пеней и взыскания 4 784 рублей 90 копеек штрафа за несвоевременную уплату налога.
В остальной части в удовлетворении требования общества отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 24.12.2008 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что статья 346.5 Кодекса, устанавливающая порядок определения доходов и расходов при определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом, не предполагает возможности учесть расходы в виде стоимости имущества, полученного налогоплательщиком при его реорганизации, поскольку в таком случае, по мнению судебных инстанций, вновь созданное в результате реорганизации юридическое лицо не понесло реальных расходов по приобретению основных средств.
При рассмотрении данного дела суды посчитали невозможным применить по аналогии положения главы 25 Кодекса, согласно которым организации, созданные в результате реорганизации, вправе учитывать при расчете амортизации стоимость основных средств, полученных при реорганизации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
По мнению коллегии судей, при рассмотрении данного спора судами не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Сыктывкарская птицефабрика" было создано в результате реорганизации в форме выделения из открытого акционерного общества "Заря-ОГО", зарегистрировано в качестве юридического лица 06.12.2004. Согласно разделительному балансу общество получило основные средства остаточной стоимостью 123 548 329 рублей 20 копеек (птичники, склады, инкубатор, ремонтно-механическую мастерскую и другие объекты).
С момента постановки на налоговый учет общество стало применять систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) установлена Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога.
Согласно пункту 4 статьи 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения указанным налогом налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы по приобретению (сооружению, изготовлению, достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению) основных средств, а также расходы по приобретению (созданию самим налогоплательщиком) нематериальных активов.
Пунктом 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Таким образом, отчуждение имущества в результате реорганизации является самостоятельной формой выбытия имущества и не может признаваться в силу названный норм ГК Российской Федерации ни реализацией имущества, ни его безвозмездной передачей.
Общество получило в результате реорганизации внеоборотные и оборотные активы на общую сумму 174 782 000 рублей, а также долгосрочные и краткосрочные долговые обязательства на ту же сумму (л.д. 58, т. 2).
В соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2003 N 44н при реорганизации в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.
Из изложенного следует, что при реорганизации к вновь созданной организации переходят в соответствующих объемах расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств реорганизованного юридического лица, что позволяет признать их расходами вновь созданной организации.
Аналогичный правовой подход применяется при начислении амортизации в соответствии с главой 25 Кодекса.
Таким образом, общество правомерно учло при исчислении единого сельскохозяйственного налога в 2005-2006 гг. расходы по основным средствам в общей сумме 49 201 781 рубль 69 копеек в соответствии с порядком, установленном пунктом 4 статьи 346.5 Кодекса.
С учетом изложенного коллегия судей полагает, что принятые по делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении правовых норм, что является основанием в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их пересмотра в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
1. передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А29-4566/2008 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора решения от 12.08.2008, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2008.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 11 июля 2009 года.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
О.Л. Мурина |
|
О.А. Наумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 2009 г. N 3371/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А29-4566/2008
Истец: закрытое акционерное общество "Сыктывкарская птицефабрика"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 3371/09
30.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3371/09
24.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-4566/2008
25.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3686/2008
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 3371/09
30.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3371/09
24.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-4566/2008
25.09.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3686/2008