Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N 3869/09
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2008 по делу Арбитражного суда Ростовской области N А53-7131/2008-С4-45, установил:
открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - казначейство) по возврату исполнительного листа от 18.03.2008 N 118272, выданного Арбитражным судом Ростовской области по делу N А53-21957/2007-С3-12 и об обязании казначейства принять указанный исполнительный лист к исполнению (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2008, оставленным без изменений постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008, исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 10.12.2008 названные судебные акты отменил, в иске отказал.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора, общество просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела и доводы заявителя, Суд пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 в пользу общества с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального государственного учреждения "Ростовский лесхоз" (далее - лесхоз) взыскано 9 571 рубль 50 копеек долга и 598 рублей 57 копеек государственной пошлины, выдан 18.03.2008 исполнительный лист N 118272.
Предъявленный ко взысканию обществом исполнительный лист, возвращен в адрес взыскателя письмом от 17.04.2008 N 58-14-28/7581 в связи с отсутствием в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области лицевых счетов Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области. Казначейство в названном письме также указало, что в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области открыт лицевой счет получателя средств областного бюджета - Департамента лесного хозяйства Ростовской области.
Считая, что действия казначейства по возвращению исполнительного листа N 118272 противоречат закону, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для признании незаконными действий казначейства по возврату исполнительного листа N 118272, поскольку названный исполнительный документ в соответствии со статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен был быть направлен для исполнения в Министерство финансов Ростовской области - финансовый орган Ростовской области (должника по исполнительному документу). Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что у казначейства отсутствовала реальная возможность по исполнению исполнительного листа N 118272, в связи с тем, что Ростовская область - должник по исполнительному документу - не имеет в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области лицевого счета.
Данная позиция суда кассационной инстанции является ошибочной и противоречащей практике рассмотрения аналогичных споров.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, а в резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Арбитражный суд Ростовской области в решении от 14.01.2008 по делу N А53-21957/2007-С3-12 установил, что функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств осуществляет Департамент лесного хозяйства Ростовской области, и взыскал сумму задолженности лесхоза в пользу общества в субсидиарном порядке с Ростовской области в лице Департамента лесного хозяйства Ростовской области.
Согласно положениям пункта 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявителем соблюдены правила направления исполнительного листа именно в органы казначейства и правовых оснований для направления исполнительного документа в финансовый орган Ростовской области не имелось.
Вывод суда кассационной инстанции о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием у Ростовской области лицевого счета противоречит статьям 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами, а от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.
При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции от 10.12.2008 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 20.06.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.10.2008 - оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А53-7131/2008-С4-45 Арбитражного суда Ростовской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2008.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 21 июня 2009 года.
Председательствующий судья |
Н.П. Харчикова |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2009 г. N 3869/09
Текст определения официально опубликован не был