Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 979790-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)
- внесен депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, А.А. Агеевым, А.А. Ищенко, М.С. Гаджиевым, В.В. Семеновым, В.И. Афонским, Е.Л. Николаевой, А.Н. Абалаковым, М.В. Емельяновым, Р.М. Марданшиным, А.Н. Хайруллиным, Р.С. Ильясовым, А.В. Жарковым, А.В. Четвериковым, О.Д. Валенчуком, Т.О. Алексеевой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.К. Гартунгом, В.Г. Швецовым, И.И. Гильмутдиновым, А.В. Чепой, З.А. Аскендеровым, Р.Ф. Абубакировым, К.И. Черкасовым, В.Ф. Шрейдером, А.Ю. Брыксиным, И.Р. Самиевым, Н.И. Горовым, Е.И. Кузьмичевой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 979790-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю) - внесен депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, А.А. Агеевым, А.А. Ищенко, М.С. Гаджиевым, В.В. Семеновым, В.И. Афонским, Е.Л. Николаевой, А.Н. Абалаковым, М.В. Емельяновым, Р.М. Марданшиным, А.Н. Хайруллиным, Р.С. Ильясовым, А.В. Жарковым, А.В. Четвериковым, О.Д. Валенчуком, Т.О. Алексеевой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, В.К. Гартунгом, В.Г. Швецовым, И.И. Гильмутдиновым, А.В. Чепой, З.А. Аскендеровым, Р.Ф. Абубакировым, К.И. Черкасовым, В.Ф. Шрейдером, А.Ю. Брыксиным, И.Р. Самиевым, Н.И. Горовым, Е.И. Кузьмичевой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести в часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) изменения, предусматривающие необходимость предоставления компенсационных мест размещения объектов нестационарной торговли субъектам малого предпринимательства в случае, если при изменении схемы размещения нестационарных торговых объектов ранее предоставленное этому субъекту место было исключено из данной схемы.
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с действующими положениями части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, в настоящее время частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ уже предусматриваются необходимые гарантии для субъектов малого предпринимательства, права которых могут быть затронуты при изменении схемы размещения нестационарных торговых объектов. Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О, данная норма направлена на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, сохранение возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, недопущение сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
В этой связи, по мнению Комитета, не представляется возможным определить, каким образом проектируемые изменения соотносятся с действующими положениями части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ и в связи с чем установленные в настоящее время правовые гарантии субъектов малого предпринимательства по сохранению мест размещения объектов нестационарной торговли является недостаточными.
Законопроектом предлагается дополнить статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации положением о наделении арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являющимися субъектами малого предпринимательства, правом на заключение договоров аренды таких земельных участков на новых срок без проведения торгов для размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающих аналогичную возможность субъекта малого предпринимательства в случае, если использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения нестационарного торгового объекта ранее осуществлялось без нарушений со стороны арендатора.
Комитет считает необходимым отметить, что с 1 марта 2015 года вопрос об использовании земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов урегулирован положениями главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (введена федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации).
Законопроектом не учитывается, что согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления и установления сервитута, в связи с чем для размещения на таких землях или земельных участках нестационарного торгового объекта заключение договора аренды не требуется.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, с 1 марта 2015 года основанием для размещения нестационарного торгового объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является непосредственно включение такого объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов.
На основании вышеизложенного, проектируемые положения статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 7 статьи 39.6 и пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат общим правилам, установленным главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают необходимости предоставления в аренду земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, учитывая, что Земельным кодексом Российской Федерации в настоящее время не установлен прямой запрет на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, Комитет отмечает, что установление в проектируемом пункте 7 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации безусловного права арендатора-субъекта малого предпринимательства на возобновление договорных отношений по аренде земельного участка не может быть поддержано.
Так, по мнению Комитета, реализация такого права должна быть обусловлена сохранением места размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 18 марта 2016 года N 303-КГ16-812.
Комитет также отмечает, что законопроект предусматривает заключение различных договоров субъектами малого предпринимательства на новый срок для осуществления нестационарной торговли без проведения торгов. Вместе с тем, в настоящее время в базовом Федеральном законе от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не урегулированы вопросы, каким образом определяются лица, имеющие право размещать нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, какими документами оформляются эти права, каким образом определяются права и обязанности этих лиц по обеспечению надлежащей эксплуатации нестационарного торгового объекта, сроки его размещения и т.д.
В результате в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образования складывается противоречивая практика, в том числе во многих случаях указывающая, что существующее правовое регулирование не в полной мере способно обеспечить защиту интересов субъектов малого предпринимательства. Законопроектом также данные вопросы не решаются на комплексной и системной основе.
В этой связи, по мнению Комитета, вопрос о порядке и условиях использования земель и земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, в том числе о возобновлении договорных отношений с субъектами малого предпринимательства, не может быть решен до урегулирования в Федеральном законе от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на комплексной и системной основе вопросов об основаниях возникновения и условиях реализации прав на размещение таких объектов.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.