Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1043236-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения" (далее - законопроект) разработан в целях пресечения косвенной рекламы табакокурения, а также охраны здоровья граждан от окружающего пара, содержащего никотин и (или) другие вещества, имеющие потенциал риска для здоровья.
В комитет Государственной думы по охране здоровья поступает много писем от общественных организаций и частных лиц с просьбой ограничить потребление, рекламу и продажу электронных сигарет в силу того, что данная продукция продается несовершеннолетним и потребляется школьниками внутри школы. Данное обстоятельство вызывает озабоченность, как у широкой общественности, так и у депутатов Государственной думы в силу того, что потребление данной продукции имеет потенциал риска для здоровья: потребление никотина вызывает устойчивую химическую зависимость, злоупотребление никотином может вызвать проблемы с сердечно-сосудистой системой, потерю массы тела, обезвоживание, проблемы с нервной системой, негативное изменение обмена веществ, мочекаменную болезнь и другие проблемы со здоровьем.
Немаловажно также, что даже в паре продукции, не содержащей никотин, содержится пропиленгликоль и глицерин, вдыхание которых не исследовалось.
Кроме того, данная продукция не сертифицируется, не проходит обязательных лабораторных исследований, необходимых для другой продукции, имеющей потенциал риска. На данный момент потребителю приходится просто доверять производителю, в то же время пока что нет гарантий, установленных нормативно-правовым регулированием, благодаря которым было бы понимание о реальном содержании жидкости, испаряемой данной продукцией. В текущей ситуации реальное содержание испаряемой жидкости и самого пара может отличаться от заявленного на этикетке и содержать канцерогенные, токсичные и иные опасные для здоровья и вредные вещества.
Важной причиной ограничений так же является образ вдыхающего пар человека, который, во-первых, похож на дым и так же можно рассматривать в качестве формы продвижения табакокурения среди несовершеннолетних. Во-вторых, сам по себе пар электронной сигареты имеет потенциал риска и сама продукция в независимости от формы и внешнего вида должна быть ограничена.
Законопроект направлен как на снижение привлекательности курения с помощью аналогичных процессов, таких как вдыхание не табачного дыма, пара или аэрозоли, так и на снижение возможного вреда от компонентов пара или аэрозоли, который (которая) является продуктом потребления данного предмета.
Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), электронные сигареты, электронные испарители, электронные парогенераторы и другая аналогичная продукция подпадают под аббревиатуру ЭСДН/ЭСДПН, при этом ЭСДН - это Электронные системы доставки никотина (ЭСДН), наиболее распространенным прототипом которых являются электронные сигареты, а ЭСДПН - Электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином.
Законопроект инициирован так же с целью исполнения Решения Всемирной организации здравоохранения FCTC/COP6(9) "Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином" в котором Конференция Сторон предлагает "воспрепятствовать приобщению к ЭСДН/ЭСДПН некурящих и молодежи, обратив внимание на уязвимые группы;". Таким образом, на международном уровне официально приобщение молодёжи и некурящих к потреблению электронных сигарет считается негативным фактором, заслуживающим законодательного регулирования.*
Согласно докладу ВОЗ FCTC/COP/6/Ю, необходим запрет рекламы и спонсорства ЭСДН/ЭСДПН, а также запрет потребления в местах, где так же запрещено табакокурение. В докладе сказано, что "...ЭСДН следует предложить в юридическом порядке не использовать ЭСДН в помещениях, особенно там, где курение запрещено...", а также "...те же самые рекламные элементы, обеспечивающие привлекательность ЭСДН для взрослых курильщиков, также могут сделать их привлекательными для детей и некурящих, Сторонам следует рассмотреть возможность введения эффективных ограничений на рекламу, продвижение ЭСДН и спонсорство...", а также "Розничным торговцам следует запретить продажу ЭСДН несовершеннолетним, и торговые автоматы следует устранить практически повсюду."**
В рамках разъяснения, как в данной пояснительной записке, так и в примечании в законопроекте указано, что "имитация табакокурения - это процесс целенаправленного вдыхания и (или) выдыхания дыма, пара или аэрозоли с помощью любых устройств, включая, но не ограничиваясь ЭСДН/ЭСДПН.
ЭСДН - Электронные системы доставки никотина.
ЭСДПН - Электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином.
Наиболее распространенными прототипами ЭСДН/ЭСДПН являются электронные сигареты, электронные кальяны, электронные испарители, электронные парогенераторы и другие аналогичные электронные устройства, включая изделия двойного назначения любой формы и размера, являющиеся источником пара или аэрозоли, представляющие собой изделия, испаряющие раствор, который может включать или не включать никотин, вдыхаемый пользователем."
Таким образом, как в России, так в международном сообществе, в котором Россия давно и успешно является активным членом, есть чёткое понимание необходимости ограничения ЭСДН/ЭСДПН вплоть до ограничений, аналогичных антитабачным.
Рекомендуется запретить продажу данной продукции несовершеннолетним, в силу того, что продукция имеет более высокий потенциал риска в отношении детей по сравнению со взрослыми.
Рекомендуется запретить потребление электронных сигарет на территории образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, на транспорте и в других общественных местах в целях охраны здоровья граждан от пара, выпускаемого данной продукцией.
Рекомендуется полностью запретить рекламу, продвижение, спонсорство и другие формы продвижения данной продукции в целях защиты детей и подростков от приобщения к данной продукции.
Рекомендуется запретить демонстрацию и выкладку в торговых точках и иных местах продажи данной продукции в целях запрета косвенной рекламы данной продукции.
В целях ограничения электронных сигарет рекомендуется наложение ограничения на потребление, рекламу, способы продвижения, продажу "продукции, потребление которой имитирует табакокурение".
Стоит отметить, что необходимые ограничения "имитации табакокурения" отсутствуют как в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, так и в Федеральном законе от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015). Законопроект предполагает внесение изменений во все вышеперечисленные законы.
Положения законопроекта получили высокую оценку общественности, экспертного и медицинского сообществ.
Положения законопроекта не противоречат Конституции Российской Федерации и иным законам и нормативно-правовым актам Российской Федерации.
Положения законопроекта не повлекут дополнительных расходов федерального и (или) регионального бюджетов Российской Федерации.
_____________________________
* http://apps.who.int/gb/fctc/PDF/cop6/FCTC СОР6(9)-ru.рdf
** http://apps.who.int/gb/fctc/PDF/cop6/FCTC СOР6_10-ru.pdf
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.