Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1043983-6 "О внесении изменения в часть 1.1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП РФ порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В связи с введением части 1.1. в статью 27.13 КоАП РФ, устанавливающей случай прекращения задержания транспортного средства, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, в ряд законов субъектов Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся взимания оплаты в данном случае.
Так, в законах Тюменской области, Калининградской области, Калужской области, Воронежской области, Краснодарского края, Алтайского каря и ряда других субъектов Российской Федерации устанавливается понятие перемещения, этапы перемещения, а также вводится понятие погрузки-разгрузки транспортного средства. При этом в законах субъектов РФ устанавливается оплата за данные процессы в случае прекращения задержания транспортного средства в порядке части 1.1. статьи 27.13 КоАП РФ.
Задержание транспортного средства, установленное статьей 27.13 КоАП РФ, включает в себя перемещение транспортного средства и хранение его на специализированной стоянке. При этом КоАП РФ дает региональному законодателю право устанавливать порядок оплаты расходов на перемещение, но не устанавливать понятие перемещения и определять этапы и момент начала этого процесса. Указав в законах субъектов Российской Федерации момент начала перемещения, а также этапы процесса перемещения (погрузка, разгрузка) региональный законодатель уже вышел за рамки своей компетенции, а устанавливая оплату расходов на погрузку-разгрузку транспортного средства, задержание которого прекращено на основании федерального закона, региональные законы прямо нарушают федеральный закон.
Важно отметить, что в части 1 статьи 27.13 четко очерчен круг полномочий субъектов РФ по конкретизации положений федерального закона, а именно: как уже было сказано выше субъектам РФ предоставляется в том числе право устанавливать порядок оплаты расходов на перемещение и хранение, то есть механизм осуществления оплаты данных расходов. При этом федеральный закон прямо не предоставляет право устанавливать размер платы за перемещение и хранение. Однако, региональный законодатель, применяя расширительное толкование данной нормы, посчитал, что установление размера оплаты за перемещение и хранение транспортных средств является частью порядка оплаты. С одной стороны, КоАП РФ четко не закрепляет полномочий субъектов РФ по установлению размера оплаты за перемещение и хранение транспортных средств, с другой стороны - в законе данная обязанность не возлагается ни на какой другой орган.
Подобная ситуация порождает весьма противоречивую практику правоприменения.
В частности, в письме ФСТ России от 27.02.2015 N ИБ-2130/3 понятие "порядок оплаты", используемое в части 10 статьи 27.13 КоАП РФ, не включает в себя расчет размера платы, производимый субъектами РФ. С другой стороны, судебная практика стоит на другой позиции, считая неправомерным лишь включение в расчет платы размер прибыли специализированных организаций.
В результате отсутствует единая как законодательная, так и правоприменительная практика в различных регионах, касающаяся установления размера и порядка оплаты расходов на перемещение и хранение транспортных средств. Учитывая, что задержание транспортных средств относится к мерам производства по делу об административном правонарушении, а по существу является принудительной мерой, такая ситуация влечет за собой нарушение прав граждан в ходе административного производства.
Исключить возможность противоречивой практики и закрепить гарантии соблюдения прав граждан в ходе административного задержания представляется возможным только путем уточнения в статье 27.13 понятия "перемещение" либо установления четкого и однозначно трактуемого момента начала перемещения.
Данным законопроектом предлагается в части 1.1. статьи 27.13 уточнить, что моментом начала перемещения считается момент начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Такой подход позволить унифицировать региональное законодательство и правоприменительную практику и исключить нарушение прав граждан в ходе задержания транспортного средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.