Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1044417-6 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разработан в целях уточнения положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части осуществления государственного контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, реализуемого в соответствии со статьей 21 данного Закона, и контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, реализуемого в соответствии со статьей 77 Закона.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определен статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ. В соответствии с требованиями данной статьи федеральные законы, законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, должны содержать порядок осуществления органами государственной власти контроля за их исполнением.
Осуществление государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий регулируется статьей 21 Федерального закона.
Согласно указанной статье уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за исполнением переданных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Выявление нарушений требований законов по вопросам исполнения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий является непрерывным процессом, сроки для проведения контрольных мероприятий статьей 21 не установлены.
Кроме того, проведение таких проверок не влечет дублирования контрольных полномочий другими органами государственной власти и не требует согласования с органами прокуратуры субъекта РФ.
В то же время статьей 77 Федерального закона предусмотрен контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с указанной статьей органами государственного контроля (надзора) осуществляется контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправлении и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований.
Статьей 77 установлены ограничение при проведении плановых проверок одного и того же органа местного самоуправления - не чаще одного раза в два года, а также необходимость согласования ежегодного плана проведения проверок с прокуратурой субъекта РФ во избежание дублирования контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
При этом внеплановые проверки могут проводиться только на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, либо в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В целях устранения возможных противоречий между статьями 21 и 77 Федерального закона законопроектом предлагается внести в статью 21 уточнение, исключающее применение требований статьи 77 при организации и осуществлении государственными органами контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Предлагаемые законопроектом изменения не повлекут увеличения расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.