Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1046485-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" и статью 5 Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон) на автономную некоммерческую организацию "Фонд защиты вкладчиков" (далее - Фонд) возложена обязанность по осуществлению компенсационных выплат физическим лицам (их наследникам), имеющим вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 16 марта 2014 года. Согласно Федеральному закону, при осуществлении компенсационных выплат Фонд приобретает права (требования) к кредитным учреждениям тех вкладчиков, которым осуществлены указанные выплаты.
Следует отметить, что кредитные учреждения, вкладчикам которых Фондом осуществлены компенсационные выплаты, расположены за пределами территории Российской Федерации, что затрудняет удовлетворение приобретенных Фондом в соответствии с Федеральным законом прав (требований) к таким кредитным учреждениям. В то же время значительная часть имущества этих кредитных учреждений находится на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. К такому имуществу относятся и права (требования) кредитных учреждений по кредитным договорам, заемщики по которым имеют место нахождения на территории указанных субъектов Российской Федерации.
В этой связи для предоставления Фонду возможности удовлетворения приобретенных прав (требований) и компенсации понесенных расходов на осуществление компенсационных выплат подготовленным проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон нормой о том, что Фонд вправе осуществлять права кредитора по обязательствам юридических лиц перед такими кредитными учреждениями, в том числе предъявлять требования о погашении задолженности (обращении взыскания на имущество) в свою пользу в судебном и внесудебном порядке, заключать соглашения о реструктуризации задолженности, получать исполнение по обязательствам в свою пользу, заявлять о процессуальном правопреемстве в делах о взыскании задолженности и в делах о банкротстве, а также принимать иные меры, направленные на погашение такой задолженности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление Фонду соответствующих правомочий позволит удовлетворить значительную часть приобретенных требований к кредитным учреждениям, в ряде случаев полностью возместить понесенные на осуществление выплат вкладчикам расходы. В частности, вкладчикам АО "Ощадбанк" Фондом осуществлены компенсационные выплаты (далее также - Банк) в общей сумме 4,7 млрд рублей. В связи с выплатами компенсаций Фонд приобрел права (требования) к Банку на эквивалентную сумму. В настоящее время требование о взыскании указанной суммы с АО "Ощадбанк" рассматривается в Арбитражном суде города Севастополя. В качестве источника удовлетворения данных требований Фонда к Банку рассматривается его выявленное имущество (активы), расположенное в Крымском федеральном округе. В частности, в целях удовлетворения требований Фонда планируется обратить взыскание на права требования АО "Ощадбанк" к третьим лицам, не исполнившим перед ним денежные обязательства (дебиторскую задолженность). В ходе исполнительных действий выявлены права требования АО "Ощадбанк" по кредитам группы компаний, размер ссудной задолженности которых по состоянию на январь 2015 г. составил эквивалент 28,1 млрд рублей (в части основного долга). Данные кредиты обеспечены залогом имущества, принадлежащего заемщикам.
В то же время, учитывая оказываемую в настоящее время государством поддержку субъектам малого бизнеса, предлагаемое законопроектом положение о возможности обращения взыскания на имущество юридических лиц по долгам кредитных учреждений будет распространяться на юридических лиц - должников, размер обязательств которых перед кредитным учреждением превышает 5 миллионов рублей (эквивалентную сумму в иностранной валюте). Аналогичный размер задолженности установлен в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 45) для взыскания налога в судебном порядке путем обращения взыскания на лицевые счета организаций. Из сферы действия законопроекта также будут исключены имеющие обязательства перед кредитными учреждениями юридические лица, единственным учредителем (участником) или собственником имущества которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования.
Законопроектом предусмотрено, что положения планируемого к принятию Федерального закона будут распространяться также на правоотношения, связанные с обращением взыскания на задолженность перед кредитными учреждениями и обращением взыскания на имущество лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств указанных юридических лиц перед кредитными учреждениями, возникшие до дня вступления его в силу.
Одновременно в целях обеспечения реализации механизма защиты прав физических лиц - заемщиков по кредитным договорам, заключенным с банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, введенного Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя", предлагается ввести законодательный запрет на наложение арестов и обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество таких заемщиков, в том числе находящееся в ипотеке, а возбужденные исполнительные производства, направленные на арест и изъятие такого имущества приостанавливать в силу закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.