Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "ф" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, а также на основании поручений Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N АД-П13-6397, от 28 января 2014 г. N ИШ-П13-418.
Законопроект направлен на снятие неопределенности в нормативном определении понятия "иностранные финансовые инструменты".
В статье 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) используется понятие "иностранные финансовые инструменты", однако оно касается только тех финансовых инструментов, которые допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов. При этом перечень иностранных финансовых инструментов определяется в соответствии с Положением о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. N 07-105/пз-н.
Вместе с тем в действующем законодательстве Российской Федерации (в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации, ряде федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации) устанавливается запрет для определенной категории лиц на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, а также на доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в них и учредителем управления в котором выступает такое лицо.
Так, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 79-ФЗ) вводится запрет для определенных категорий лиц на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.
Часть 3 статьи 3 Закона N 79-ФЗ содержит требование о прекращении доверительного управления имуществом, предусматривающего инвестирование в иностранные финансовые инструменты, в случае, если учредителем управления выступает лицо, которому в соответствии с Законом N 79-ФЗ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В целях реализации указанных ограничений в отношении иностранных финансовых инструментов для определенных категорий лиц в Законе N 79-ФЗ предлагается определить понятие "иностранные финансовые инструменты".
Принимая во внимание, что иностранные финансовые инструменты в основном размещаются и обращаются за пределами Российской Федерации, законопроектом предлагается определить понятие "иностранные финансовые инструменты" с учетом международной практики определения финансовых инструментов, в том числе на основе международных стандартов.
Предусмотренные законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Согласно законопроекту иностранными финансовыми инструментами в вышеуказанных целях признаются:
1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты лиц (организаций и (или) физических лиц), местом регистрации, жительства или нахождения которых является иностранное государство, а также иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;
2) не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица;
3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора является лицо (организация и (или) физическое лицо), местом регистрации, жительства или нахождения которого является иностранное государство, и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
4) доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора является лицо (организация и (или) физическое лицо), местом регистрации, жительства или нахождения которого является иностранное государство, и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.
Понятие "иностранные финансовые инструменты" в значении, указанном в настоящей части, используется исключительно для целей реализации настоящего Федерального закона и не может быть использовано в других целях.
Законопроектом также предлагается определить, что запрет на владение пользование иностранными финансовыми инструментами включает в себя прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и пользование такими инструментами.
В целях правовой определенности в процессе правоприменительной практики в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определенной категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, вносятся дополнения о том, что указанное в них понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, предусмотренном Законом N 79-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"
Положения проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" (далее - законопроект) направлены на достижение целей подпрограммы 7 "Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320.
Законопроект предусмотрен пунктом 7.25 плана реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1105-р.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.