Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1050356-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии с пунктом 23 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. N 5063п-П9.
Законопроектом предусматривается новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - залог за задержанное транспортное средство (далее - залог), то есть внесение физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП, денежных средств в орган внутренних дел (полиции), указанный в протоколе о задержании транспортного средства в качестве получателя залога.
Залог будет применяться в день обращения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к должностному лицу органа внутренних дел (полиции), уполномоченному применить эту меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при условии внесения суммы залога на счет, указанный в протоколе о задержании транспортного средства.
Залог вносится в размере суммы максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой части соответствующей статьи Особенной части КоАП.
Введение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении обусловлено повышенной общественной опасностью правонарушений, совершаемых водителями в состоянии опьянения.
Существующий механизм временного изъятия транспортного средства (задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делу) направлен лишь на пресечение административного правонарушения и не обеспечивает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также исполнение назначенного виновному наказания, поскольку автомобиль, которым управлял водитель в состоянии опьянения, может быть передан другому водителю (например, родственнику и иному лицу, вписанному в страховой полис ОСАГО, который, в частности, в момент выявления административного правонарушения находился в автомобиле). Данное обстоятельство не исключает, что после оформления соответствующего протокола управление автомобилем будет передано вновь водителю, находящемуся в состоянии опьянения.
Кроме того, не редки случаи, когда лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП, садятся в состоянии опьянения за руль повторно и на другой день до вынесения в отношении них постановления по делу об административном правонарушении.
О вышеуказанных случаях свидетельствуют статистические данные, представленные МВД России. Так, в 2015 году органами внутренних дел повторно (два и более раза) за административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП, было задержано 32187 водителей, из них 435 допустили указанные правонарушения 5 и более раз.
В этой связи законопроектом в качестве условий прекращения задержания транспортного средства наряду с устранением причины задержания предлагается установить одно из следующих условий:
а) уплата административного штрафа;
б) внесение залога за задержанное транспортное средство.
Предлагаемое законопроектом введение залога в качестве меры, обеспечивающей производство по делу об административном правонарушении, соответствует требованиям части 1 статьи 27.1 КоАП.
В случае же прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или состава административного правонарушения согласно части 12 статьи 27.13 КоАП транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
Также при разработке законопроекта учитывалось, что только около трети принятых постановлений по вышеуказанным делам об административных правонарушениях в части уплаты наложенного административного штрафа исполняется виновными лицами в добровольном порядке.
Так, по данным МВД России, с 1 сентября 2013 г. (т.е., с момента вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ) по 31 декабря 2015 г. выявлено административных правонарушений, предусмотренных вышеуказанными статьями КоАП, в количестве 1 993 107; назначено административных штрафов за указанный период в качестве основного вида наказания в количестве 1 302 518 на сумму 40,09 млрд. рублей, из них оплачено административных штрафов на сумму 13,03 млрд. рублей.
Реализация законопроекта окажет профилактическое воздействие на лиц, имеющих склонность к вождению транспортных средств в состоянии опьянения, а также позволит создать условия для недопущения уклонения от выполнения правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 апреля 2014 г. N 13-П указал, что одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из КоАП (статья 1.2), предупреждение административных правонарушений, а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1). Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Законопроект относится к сфере реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864).
Реализация законопроекта не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России на осуществление деятельности в установленной сфере.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)" потребует:
внесения изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185.
Исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - 2 месяца со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
принятия приказа МВД России, утверждающего перечень должностных лиц, уполномоченных применять меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство.
Исполнитель - МВД России.
Срок подготовки - 2 месяца со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.