Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1050228-6 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона подготовлен в целях закрепления государственных гарантий отдельным категориям граждан, пострадавшим в период Великой Отечественной войны и не получающих до настоящего времени никаких дополнительных мер социальной поддержки по федеральному законодательству.
Прежде всего, это граждане Российской Федерации, которым на момент окончания Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года) было менее 18 лет (далее - дети Великой Отечественной войны) и граждане, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 27 января 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, а также награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла).
В своем большинстве указанные категории граждан - это глубоко пожилые люди, многие из них одиноки (что является последствием войны) и не имеют, кроме пенсии, никакой дополнительной поддержки. Это представители уходящего поколения. Они относятся к так называемым невоспроизводимым категориям, их численность ежедневно сокращается на десятки и сотни человек.
Победа в Великой Отечественной войне была возможна благодаря усилиям всего народа. Несправедливость по отношению к гражданам России, которые лишились детства, и наравне со взрослыми с малых лет работали на заводах, фабриках и в колхозах, чье детство пришлось на поствоенный период разрухи и голода должна быть хоть каким-то образом устранена.
Труженики тыла внесли же в свою очередь неоценимый и во многом недооцененный вклад в историческую победу над фашизмом, и хоть и не сражались с оружием в руках и не входили в состав армии, но ковали Победу праведным трудом ценой нечеловеческих усилий.
Является правильным и исторически справедливым предоставить право на получение дополнительных льгот данным категориям граждан.
Так, согласно статье второй законопроекта предлагается установить ежемесячную денежную выплату в размере 1000 рублей всем гражданам РФ, имеющим статус детей Великой Отечественной войны независимо от права на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону от 12 января 1995 года "О ветеранах" или по другому федеральному закону и иному нормативному правовому акту. Это представляется обоснованным в текущей социально-экономической ситуации, поскольку фактическое отсутствие реальной индексации пенсий поставит данные категории граждан за черту бедности.
Труженикам тыла в свою очередь предлагается закрепить ежемесячную денежную выплату в размере 2316 рублей, аналогичную той, что получают участники войны. Размер данной ЕДВ обусловлен тем, что труженики тыла в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" не имеют никаких мер социальной поддержки на федеральном уровне. Кроме того, поскольку они не относятся к категории участников войны, то и на право получать одновременно две пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении" претендовать не могут.
Также представленным проектом федерального закона предлагается установить для данных категорий граждан право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 25 процентов и право на внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В свою очередь граждане смогут воспользоваться этим набором льгот при условии, что они не пользуются иными аналогичными мерами социальной поддержки, предусмотренными федеральным и региональным законодательством.
Принятие данного законопроекта будет означать признание на государственном уровне вклада детей Великой Отечественной войны и тружеников тыла в Победу, а также позволит хотя бы частично улучшить их материальное положение в столь сложный социально-экономический период.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны"
1. В Российской Федерации официальных статистических данных о количестве граждан, попадающих под категорию "дети войны", не имеется.
Согласно подсчетам Министерства труда и социальной защиты РФ сегодня в России граждан этой категории около 11 миллионов человек.
Законопроектом предлагается установить для детей войны меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1000 рублей. Следовательно, сумма дополнительных затрат из федерального бюджета составляет:
размер ЕДВ х численность х 12 месяцев:
1000 руб. х 11 000 000 человек х 12 месяцев = 132 000 000 тыс. руб.
2. Количество тружеников тыла в целом по Российской Федерации по данным на 2015 год составляет примерно 3 млн. человек. Ориентировочно 60% из них являются инвалидами, что составляет 1,8 млн. человек. Еще 20% (600 тыс. чел.) получают соответствующие льготы из региональных бюджетов. Соответственно не получают ежемесячные денежные выплаты и не пользуются мерами социальной поддержки по федеральному и областному законодательству 600 000 тружеников тыла.
Законопроектом предлагается установить для тружеников тыла меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 2316 рублей. Следовательно, сумма дополнительных затрат из федерального бюджета составляет:
размер ЕДВ х численность х 12 месяцев:
2316 руб. х 600 000 человек х 12 месяцев = 16 675 200 тыс. руб.
3. Таким образом, расходы федерального бюджета на ЕДВ для данных категорий граждан составят ориентировочно 148 675 200 тыс. рублей.
Финансовые расходы, связанные с реализацией представленного проекта федерального закона в случае его принятия, будут ежегодно меняться в связи с уменьшением категории граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании данного законопроекта.
4. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 2 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Реализацию дополнительных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, вытекающих из данного проекта федерального закона, предполагается осуществлять за счет средств бюджетов, предусматриваемых на исполнение социальных обязательств с учетом ежегодного их высвобождения в связи с убыванием численности получателей мер социальной поддержки.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны"
Принятие федерального закона "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны" потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, для реализации данного федерального закона потребуется принятие соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также приведение в соответствие с нормами данного федерального закона действующих нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.