Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1052856-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Досье на проект федерального закона
Сегодня реализация Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон) затрагивает интересы более 60 миллионов граждан ведущих садоводство, огородничество, дачное хозяйство.
Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о возникшей потребности как скорейшего пересмотра отдельных его положений, так и комплексной переработки в ближайшие несколько лет.
Предусмотренные Законом механизмы защиты прав и законных интересов садоводов, огородников и дачников устарели и требуют немедленной адаптации и приведения в соответствие с действующим законодательством.
Законопроект является первым шагом на пути к комплексному пересмотру положений Закона и предполагает внесение в него точечных изменений, затрагивающих исключительно нормы, регулирующие внутреннюю жизнедеятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
1. Уточняется порядок расчета членских взносов. Напрямую предусматривается, что такие взносы направляются, в том числе, на содержание имущества общего пользования. Такое изменение позволяет отсечь возможность покрытия за счет этих взносов вопросы личных расходов, связанных с содержанием земельных участков и иного имущества, принадлежащих членам объединения.
2. Кроме того, предлагается установить зависимость между размером членского взноса и площадью земельного участка члена объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества.
Нововведение направлено на соблюдение баланса интересов всех членов объединения. Это позволит избежать дальнейших разночтений, в том числе в рамках судебных процессов, по вопросам, связанным с расчетом взносов, а также приведет к справедливому распределению затрат некоммерческого объединения между его членами.
3. Предусматривается необходимость закрепления в уставе порядка определения размеров неустойки (пени) в случае несвоевременной уплаты взносов и порядок уплаты такой неустойки (пени).
Это создаст прозрачные правила применения штрафных санкций и позволит минимизировать нарушения, связанные с выполнением возложенных на членов объединения обязанностей.
4. В целях защиты прав граждан на выход из членов объединения, а также в целях соблюдения баланса интересов объединения и его членов, предлагается установить правило, согласно которому объединение не может отказать в выходе из членов объединения при условии погашения всей суммы задолженности перед объединением, если такая задолженность имеется.
5. Члены объединения наделяются правом не только знакомиться с документами объединения, но и получать копии таких документов.
Сегодня, норма определяющая право знакомиться с документами объединения воспринимается буквально и правление не выдает копии документов объединения, что нарушает права и законные интересы членов объединения. При этом в случае необходимости защиты своих прав в судебном порядке, отсутствие документов очень часто является серьезным препятствием к возможности возбуждения судом производства по делу или принятия законного и обоснованного решения.
6. Устанавливается обязанность члена объединения уведомлять объединение об отчуждении своего земельного участка. Эта норма направлена на закрепление за объединением права своевременно актуализировать информацию о членах объединения и решать вопрос о взыскании неуплаченных взносов.
7. Уточняется перечень случаев, когда не допускается заочное голосование членов объединения. К таким случаям предлагается отнести вопросы о внесении изменений в устав объединения или об утверждении новой редакции устава объединения, о ликвидации и (или) реорганизации объединения.
Эти изменения позволят повысить прозрачность и обоснованность принимаемых решений, а также ограничат возможности для неправомерных действий органов управления.
8. Наконец, в целях упорядочения учета сведений о членах объединения и гражданах, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, предусматривается создание в каждом объединении реестра указанных лиц. Порядок ведения реестра, а также его содержание должны определяться Уставом объединения.
Не отрицая необходимость комплексного пересмотра положений Закона, представляется, что скорейшее принятие законопроекта уже сегодня повысит уровень защиты прав и законных интересов граждан, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство, а также позволит систематизировать деятельность органов управления объединения и сделает ее прозрачнее.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.