Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1053039-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N ПР-2743 в связи с введением в действие системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" с 15 ноября 2015 г. с владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения указанными транспортными средствами (далее - плата).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191 установлен размер платы с 15 ноября 2015 г. до 29 февраля 2016 г. равный 1,53 рубля за 1 километр пути, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - в размере равном 3,06 рубля на 1 километр пути.
Указанная плата учитывается плательщиками налога на прибыль организаций, применяющими общий режим налогообложения, в составе прочих расходов на основании статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В то же время налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, лишены такой возможности.
Предлагаемые законопроектом изменения в статьи 270 и 346.16 Кодекса позволят налогоплательщикам налога на прибыль организаций и упрощенной системы налогообложения учитывать в составе расходов сумму платы в размере, превышающем сумму транспортного налога, исчисленную в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования с владельцев указанных транспортных средств взимается также транспортный налог.
В связи с введением платы финансовая нагрузка на владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, существенно возрастает, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет Российской Федерации два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования.
В целях снижения финансовой нагрузки на налогоплательщиков транспортного налога законопроектом предлагается освободить от уплаты транспортного налога юридических и физических лиц в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Законопроектом предусмотрено, что сумма налога, исчисленная организациями по итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в данном налоговом периоде.
Кроме того, освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, если сумма уплаченной платы в налоговом периоде превышает или равна сумме исчисленного налога по итогам отчетного налогового периода в отношении транспортного средства.
При этом налоговая льгота для физических лиц будет применяться за налоговый период начиная с 1 января 2015 г.
Законопроектом предусмотрено, что налоговые преференции по транспортному налогу будут действовать до 1 января 2019 г.
Принятие законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации по транспортному налогу в сумме 8,7 млрд. рублей, которые будут компенсированы за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" приведет в 2016 году к выпадающим доходам дорожных фондов субъектов Российской Федерации в сумме 8,7 млрд. рублей, которые будет возмещаться за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Принятие федерального закона потребует разработки и издания нормативного правого акта федерального органа исполнительной власти в области транспорта "О порядке предоставления сведений из реестра транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в налоговые органы" (далее - приказ).
Предметом приказа является урегулирование отношений, возникающих при представлении в налоговые органы сведений из реестра транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Реестр).
Цель подготовки приказа - обеспечение представления в налоговые органы информации, необходимой для администрирования транспортного налога в связи с применением положений статей 361.1 и 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
В указанном приказе будет установлен порядок представления сведений из Реестра, необходимых для осуществления налогового администрирования транспортного налога.
Головной исполнитель по разработке проекта приказа - Минтранс России.
Соисполнители - ФНС России
Срок подготовки приказа - 2 месяца с даты принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.