Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1047528-6 "О продлении действия права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, на предоставление пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в двойном размере"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на внесение корректировок в Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон N 388-ФЗ) в целях устранения недостатков, вызывающих необоснованное ухудшение положения отдельных категорий граждан.
Согласно нормам, действовавшим до принятия вышеуказанного Федерального закона, гражданам, проживающим на загрязненных территориях, ежемесячное пособие по уходу за ребенком устанавливалось в двойном размере до достижения им возраста трех лет (далее-пособие), с учетом норм Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Указанное пособие выплачивается гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а не подлежащим обязательному социальному страхованию - в твердой сумме.
Положения Федерального закона N 388-ФЗ предусматривали неприменение дифференцированного подхода к установлению размеров компенсации за одинаковый риск вследствие проживания (работы) на загрязненных радионуклидами территориях, который приводил к необоснованным различиям в объеме социальной поддержки граждан, относящихся к одной и той же категории.
Федеральный закон N 388-ФЗ исходит и из того, что анализ информации о произведенных расходах по выплате пособия за 2014 год показал, что данный вид выплаты осуществляется по факту регистрации граждан в загрязненной зоне. При этом места их работы расположены на всей территории Российской Федерации, включая в том числе Приморский, Пермский и Красноярский края, Архангельскую, Вологодскую, Тюменскую и Сахалинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, фактическое проживание и работа в которых, не дает права на возмещение вреда за риск вследствие проживания либо работы на загрязненных территориях.
При этом не учтена и возможность обратной ситуации, когда граждане, получающие пособия, зарегистрированы в загрязненной зоне и трудоустроены в регионах Российской Федерации с более высоким уровнем оплаты труда, но трудовую деятельность осуществляют удаленно, фактически проживая по месту регистрации.
Кроме того, фактически ухудшается положение трудящихся женщин, находящихся на момент принятия Федерального закона N 388-ФЗ в состоянии беременности, основания для получения пособий по уходу за ребенком у которых наступают после 30 июня 2016 года, а также граждан, право на получение пособий у которых возникло ранее, но не реализовано до указанной даты.
В целях устранения обстоятельств, влекущих за собой несправедливое и необоснованное ухудшение имущественного положения отдельных категорий граждан, имеющих детей в возрасте трех лет и проживающих на загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территориях, необходимо предоставить дополнительный срок на оформление пособий в двойном размере до 01 января 2017 года.
Необходимо также отметить, что Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в заключении по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" от 24 декабря 2015 года N 3.8-03/2880 отметил, что в связи с вызванной Федеральным законом N 388-Ф3 социальной напряженностью в ряде Регионов Российской Федерации, подвергшихся загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, целесообразно рассмотреть вопрос о переносе с 01 июля 2016 года на 01 января 2017 года срока введения фиксированных выплат, предусмотренных Федерального закона N 388-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О продлении действия права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на предоставление пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в двойном размере"
В связи с тем, что на момент принятия Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год был сформирован с учетом ранее действовавшей редакции Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принятие Федерального закона "О продлении действия права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на предоставление пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в двойном размере" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О продлении действия права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на предоставление пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в двойном размере"
В связи с принятием Федерального закона "О продлении действия права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на предоставление пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в двойном размере" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.