Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1055202-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Налоговая база для налога на имущество физических лиц и земельного налога определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных отдельными статьями Налогового кодекса РФ.
Нередко кадастровая стоимость многократно превышает рыночную цену объекта недвижимости, что приводит к многочисленным судебным спорам.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации граждане уплачивают налог на имущество физических лиц и земельный налог на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом в текущем году за предыдущий год. В связи с этим возникают ситуации, когда граждане, в частности, проживающие в сельской местности и не имеющие возможности пользоваться информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" либо получать иным способом сведения о кадастровой стоимости земельного участка или объекта недвижимости, за который надлежит уплатить налог, узнают их стоимость только из налогового уведомления.
При этом периодическое изменение кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости происходит без участия граждан путем организации органами государственной власти и местного самоуправления конкурсных процедур по проведению кадастровой оценки. Определение кадастровой стоимости происходит с использованием методов массовой оценки, в связи с чем неизбежно возникают ошибки, приводящие к необоснованному завышению стоимости отдельных объектов.
Так, наглядным является пример Вологодской области в отношении земельных участков, расположенных по улице Ивачевской города Череповца. Бывшая деревня Ивачево присоединена к городу, но подъездная дорога, благоустройство, водоснабжение и водоотведение там отсутствуют, а кадастровая стоимость земельных участков площадью от 15 до 25 соток под индивидуальными жилыми домами 1960-х годов постройки установлена от 2 000 000 до 32 700 000 рублей. Соответственно земельный налог за 2014 год гражданам предъявлен от 4000 до 98 000 рублей. В результате оспаривания в суде кадастровая стоимость земельного участка была снижена с 32 700 000 рублей до 750 000 рублей.
Однако даже в случае удовлетворения требований граждан пересчитанная кадастровая стоимость не будет применена к исчислению налога за предыдущий год, поскольку в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 378.2, абзацем шестым пункта 1 статьи 391, абзацем четвертым пункта 2 статьи 403 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установленная комиссией или судом новая кадастровая стоимость используется для исчисления налога за тот налоговый период, в котором подано заявление о ее пересмотре.
Аналогичные нормы содержатся и в статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой, если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством Российской Федерации целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ). Указанная норма также требует внесения изменений.
Законопроектом предлагается уточнить сроки внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и внести изменения в абзац третий пункта 15 статьи 378.2, абзац шестой пункта 1 статьи 391, абзац четвертый пункта 2 статьи 403 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что в случае изменения кадастровой стоимости, установленной для целей налогообложения по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором кадастровая стоимость была применена для расчета суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком.
Согласно статье 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В связи с этим предлагается распространить действие норм законопроекта на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.