Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1055373-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования системы сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности в соответствии с указанием Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 января 2015 г. N Пр-89, решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. (протокол N 4, раздел II, пункт 3), а также поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 20 февраля 2016 г. N ДК-П9-1116 и от 25 марта 2016 г. N ДК-П9-55пр.
В настоящее время отношения в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности в законодательстве недостаточно урегулированы. Полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве за органами государственной власти не закреплены.
С приватизацией предприятий отраслевое управление в сфере производственного нормирования, так же как и централизованная разработка сметных норм и нормативов, перестали существовать.
Вместе с тем необходимость нормативно-правового регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования на государственном уровне обусловлена развитием экономических отношений между заказчиками строительства объектов капитального строительства и выполняющими такие работы подрядчиками, а также техническим развитием строительства.
При разработке сметных норм на новые конструкции и технологические процессы не представляется возможным использовать производственные нормы ввиду их отсутствия. Разработка таких норм на государственном и отраслевом уровнях прекратилась со второй половины 1980-х годов. Значительное количество ранее разработанных норм устарело, их применение приводит к значительному удорожанию стоимости строительства, в том числе осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим возникла необходимость реформирования системы ценообразования и сметного нормирования и соответственно разработки проекта федерального закона как основного документа в данной сфере.
Счетной Палатой Российской Федерации было предложено внести в Правительство Российской Федерации предложения о поэтапном реформировании действующей системы нормативно-правового регулирования в указанной сфере в строительной отрасли в целом, независимо от источников финансирования строительства объектов капитального строительства, а также о реформировании существующей структуры управления в данной сфере для обеспечения выработки и реализации единой государственной политики. При этом было предложено разработать комплекс мер, направленных на установление прав обладания Российской Федерацией базами данных сметных нормативов и обеспечение их свободного распространения.
В связи с этим решение поставленных задач невозможно без соответствующего закрепления основных положений в законодательстве о градостроительной деятельности. Учитывая, что выпускаемая в оборот строительная продукция является результатом градостроительной деятельности, процесс сметного нормирования осуществляется с применением документов технологического проектирования, подготовленных на основе проектной документации, а подготовка смет, входящих в состав проектной документации, осуществляется с применением сметных норм, регулирование предусмотрено путем внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено:
а) введение понятия сметных нормативов и сметной стоимости строительства в целях обеспечения единообразия при разработке нормативных правовых актов в области ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности;
б) расширение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности в части:
установления порядка определения сметной стоимости строительства, порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов, применяемых в строительстве, а также порядка разработки и утверждения сметных нормативов в области градостроительной деятельности, правил и требований к их применению;
утверждения сметных нормативов, что позволит в том числе регламентировать соответствующие процедуры и обеспечить исключительные права на сметные нормативы Российской Федерации, а также достигнуть прозрачности, открытости и достоверности при определении сметной стоимости строительства;
формирования и ведения единого государственного реестра сметных нормативов, что позволит установить процедуру его ведения, обеспечивающую актуальность, достоверность и защиту информации, а также открытость и доступность включенных в него данных, возможность их интеграции в иные информационные системы с целью оказания государственных информационных услуг;
в) обязательное применение сметных нормативов, внесенных в единый государственный реестр сметных нормативов, при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций, а также юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности"
1. Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1.1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающие наделение Минстроя России дополнительными полномочиями в области ценообразования и сметного нормирования.
Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после принятия федерального закона.
Целью данного нормативного правового акта является расширение полномочий Минстроя России в области сметного нормирования.
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта является положение пункта 3 статьи 1 проекта федерального закона (полномочия по установлению порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных корпораций, а также юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов).
Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после принятия федерального закона.
Целью данного нормативного правового акта является повышение достоверности сметной стоимости строительства, исключение коррупционных механизмов при определении стоимости (цены) строительства.
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации.
1.3. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 1 и 3 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающие введение понятий "сметная стоимость" в области градостроительной деятельности, а также закрепление требования об обязательном использовании сметных нормативов при составлении смет на выполнение работ при осуществлении градостроительной деятельности в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных корпораций, а также юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после принятия федерального закона.
Целью данного нормативного правового акта является повышение эффективности расходования бюджетных средств на цели капитального строительства, исключение коррупционной составляющей при составлении смет, а также введение понятия "сметная стоимость".
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
1.4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения и использования базовых государственных информационных ресурсов в области регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона (полномочия по формированию и ведению федерального реестра сметных нормативов как государственного информационного ресурса).
Срок принятия нормативного правового акта - август 2016 г.
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации.
1.5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона (определение порядка осуществления мониторинга показателей стоимости строительных ресурсов).
Срок принятия нормативного правового акта - август 2016 г.
Целью данного нормативного правового акта является повышение качества информации, являющейся основой для определения стоимости строительных ресурсов в Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской федерации, Росстат России.
2. Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности" потребуют принятие следующих ведомственных актов исполнительных органов государственной власти Российской Федерации:
2.1. Приказ Минстроя России "Об утверждении порядка определения сметной стоимости строительства".
Обоснованием Необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона, в соответствии с которыми порядок определения сметной стоимости строительства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве. Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после приведения постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в соответствие с принятым федеральным законом.
Целью данного нормативного правового акта является повышение достоверности сметной стоимости строительства, исключение коррупционных механизмов при определении стоимости (цены) строительства.
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации.
2.2. Приказ Минстроя России "Об утверждении порядка разработки и утверждения сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пункта 2 проекта федерального закона, в соответствии с которым к компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление порядка разработки и утверждения сметных нормативов в области градостроительной деятельности, а также правил и требований к их применению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 2 статьи 1 проекта федерального закона"
Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после приведения постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в соответствие с принятым федеральным законом.
Целью данного нормативного правового акта является совершенствование правового регулирования порядка разработки (актуализации) и утверждения сметных нормативов.
Исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
2.3. Приказ Минстроя России "Об утверждении Административного регламента по формированию и ведению федерального реестра сметных нормативов".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона.
Срок принятия нормативного правового акта - май 2016 г.
Исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
2.4. Приказ Минстроя России "Об определении номенклатуры строительных ресурсов в целях ведения мониторинга сведений об их стоимости, а также перечня источников информации о стоимости строительных ресурсов и требований к таким источникам".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающие установление порядка осуществления мониторинга показателей стоимости строительных ресурсов.
Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после принятия постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка осуществления мониторинга показателей стоимости строительных ресурсов, необходимых для разработки сметных нормативов в области градостроительной деятельности и определения сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства федерального значения, регионального значения и местного значения, сбора и анализа информации о стоимости строительных ресурсов".
Целью данного нормативного правового акта является повышение качества информации, являющейся основой для определения стоимости строительных ресурсов в Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Росстат.
2.5. Приказ Минстроя России "О порядке применения результатов мониторинга сведений о стоимости строительных ресурсов".
Обоснованием необходимости подготовки указанного нормативного правового акта являются положения пунктов 2 и 3 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающие установление порядка осуществления мониторинга показателей стоимости строительных ресурсов.
Срок принятия нормативного правового акта - в трехмесячный срок после принятия постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка осуществления мониторинга показателей стоимости строительных ресурсов, необходимых для разработки сметных нормативов в области градостроительной деятельности и определения сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства федерального значения, регионального значения и местного значения, сбора и анализа информации о стоимости строительных ресурсов".
Целью данного нормативного правового акта является повышение качества информации, являющейся основой для определения стоимости строительных ресурсов в Российской Федерации.
Исполнитель - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.