Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1055514-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий иностранных организаций"
Досье на проект федерального закона
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий иностранных организаций" предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федераций, направленных на установление сбалансированной системы налогообложения налога на прибыль иностранных организаций (их филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ, а также аффилированных с ними лиц) при получении ими доходов за использование или за предоставление права использования любого авторского права на кинематографические фильмы, произведенного за пределами Российской Федерации.
Так, законопроектом устанавливается прогрессивная шкала налогообложения по вышеуказанным доходам в отношении иностранных организаций (их филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ, а также аффилированных с ними лиц) в зависимости от количества кинозалов, находящихся на территории Российской Федерации, в которых идет показ кинофильма в течение текущего налогового периода, произведенного за пределами Российской Федерации, помимо утвержденных Налоговым Кодексом налоговых ставок, по следующим налоговым ставкам налога на прибыль организаций:
От 80% до 100% кинозалов - ставка 20%
От 60% до 80% кинозалов- ставка 15%
От 40 до 60% кинозалов - ставка 10%
От 20 до 40% кинозалов - ставка 5%
До 20% кинозалов - ставка 0%
В последние годы не раз поднимался вопрос о введении квот для российской кинематографической продукции в кинотеатрах наподобие мер, применяемых во Франции.
Подобные меры были признаны неэффективными кинематографической общественностью, поскольку их введение привело бы к существенному ухудшению финансового положения кинотеатров, и не позволило бы им в дальнейшем расширять сети кинопоказа.
Одновременно с этим требуется защита небольших по количеству распространяемых копий, но ценных с точки зрения киноискусства фильмов.
В июне 2015 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил Министерству культуры и Министерству экономического развития подумать об изменении системы налогообложения кинопроката через введение с продажи билетов налога на добавленную стоимость (НДС), а полученные средства направить на поддержку российского кинематографа. Дмитрий Медведев заявил, что льготы должны полагаться именно российским фильмам, а не произведенным за рубежом. Однако в результате проведенного анализа последствий введения данной меры, МЭР и профессиональное сообщество обратилось с просьбой не вводить НДС, так как это в первую очередь отразится на зрителях - цены на билеты резко повысятся, а нерентабельные кинотеатры придется закрыть. Особенно больно это ударит по населению в условиях сегодняшнего экономического кризиса, когда граждане стали экономить на развлечениях.
В целях избегания вышеописанных недостатков квотирования и введения НДС на продажу билетов, но осознавая всю важность поддержки отечественной кинематографии, настоящим проектом федерального закона предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения для платежей любого вида, получаемых в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на кинематографические фильмы, доходы от которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 и подпунктом 4 пункта 4 статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации являются доходами иностранных организаций (их филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ, а также аффилированных с ними лиц), в зависимости от количества распространяемых кинотеатральных копий на территории Российской Федерации.
Таким образом, крупные развлекательные фильмы иностранного производства, имеющие существенные объемы тиражей в Российской Федерации, будут облагаться повышенной налоговой ставкой, доходы же от редких фильмов, распространяемых в меньших количествах, будут облагаться по более низкой налоговой ставке или же вообще не подлежат налогообложению.
Доходы, получаемые от вышеуказанного налогообложения, предлагается направлять, прежде всего, в Фонд Кино при Правительстве Российской Федерации на поддержку и финансирование фильмов отечественного производства.
Предлагаемые законопроектом меры позволят развиваться кинотеатрам, не ограничивая показ высокохудожественных, но более редких в части распространения фильмов, окажут существенную поддержку и определят преимущественное положение для отечественного кинопроизводства в сравнении с крупными иностранными кинокомпаниями, а также позволят существенно сократить бюджетные расходы в части финансирования отечественной кинематографии.
С условиях экономического кризиса и труднопрогнозируемого сокращения цены на нефть, предлагаемые законопроектом меры обретают новую актуальность.
Также необходимо отметить, что принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Все данные о количестве кинозалов и другие сведения о прокате кинофильмов, необходимые для реализации закона уже наличествуют в рамках "Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показе фильмов в кинозалах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 837 г. "О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах". Данная система эффективно эксплуатируется Федеральным Фондом Социально-экономической Поддержки Отечественной Кинематографии при Правительстве РФ ("Фонд кино").
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий иностранных организаций".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий иностранных организаций" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Все данные о количестве кинозалов и другие сведения о прокате кинофильмов, необходимые для реализации закона уже наличествуют в рамках "Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показе фильмов в кинозалах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 837 "О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах".
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий иностранных организаций"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий иностранных организаций" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.