Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1056247-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в целях повышения значимости института семьи и брака, уменьшения количества разводов и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие увеличение срока (с одного месяца до трех месяцев), по истечении которого производится расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 3 статьи 19), а также судом - при наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей (пункт 2 статьи 23).
Учитывая, что во многих случаях решение расторгнуть брак носит спонтанный, необдуманный характер, увеличение срока, по истечении которого производится расторжение брака (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Семейного кодекса Российской Федерации), даст шанс супругам на примирение и сохранение семьи. Предлагаемый законопроектом минимальный трехмесячный срок является оптимальным и не повлечет затягивания судебного процесса, при этом предоставит супругам дополнительное время для принятия взвешенного решения.
Также предлагается дополнить пункт 2 статьи 22 Семейного кодекса Российской Федерации положением, согласно которому при рассмотрении дел о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака и при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей суд принимает меры к примирению супругов и откладывает разбирательство дела, назначив срок для примирения в пределах шести месяцев.
Практика рассмотрения дел о расторжении брака в судебном порядке свидетельствует о том, что суд не всегда принимает меры к примирению супругов при рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов. Вместе с тем прохождение примирительных процедур может обеспечить сохранение браков, потенциал которых еще не исчерпан. Это подтверждается статистическими данными о снижении количества зарегистрированных актов о расторжении брака в органах ЗАГС в Республике Татарстан, где организована практика примирения супругов, желающих расторгнуть брак, в ходе личной беседы, консультирования семейными психологами (по итогам 2015 года зарегистрировано 13 450 актов о расторжении брака, что на 1 656 актов (11 процентов) меньше по сравнению с 2014 годом).
Учитывая положительную практику примирительных мер в органах ЗАГС, а также то обстоятельство, что основная масса браков (по данным органов ЗАГС - 80 процентов) расторгается в судебном порядке, принятию судом мер к примирению супругов при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака и при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей необходимо придать обязательный характер.
Следует отметить также, что увеличение срока, в пределах которого суд откладывает разбирательство дела в отношении супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, не станет новеллой в законодательстве, поскольку до принятия Семейного кодекса Российской Федерации более 25 лет действовал Кодекс о браке и семье РСФСР, которым была установлена обязанность суда принимать меры к примирению супругов и право отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев.
Законопроектом предлагается внести в часть первую статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменения, направленные на исключение возможности рассмотрения дел о расторжении брака в порядке заочного производства. Это позволит свести к минимуму случаи расторжения брака без выяснения мнения другой стороны. Так, в Республике Татарстан около 45 процентов решений судов, на основании которых расторгаются браки, являются заочными, то есть вынесенными заочно в связи с отсутствием на заседании ответчика, который был предварительно извещен о дате, месте и времени заседания, но не сообщил об уважительной причине своей неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствии.
На практике возникают ситуации, когда ответчик умышленно не является на судебное заседание, тем самым судебный процесс затягивается и суд вынужден принять решение в порядке заочного производства. При этом за ответчиком сохраняется право обжалования вынесенного судом заочного решения.
Исключение возможности рассмотрения дел о расторжении брака в порядке заочного производства не нарушает прав супругов, так как не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, и защитит истца от злоупотребления ответчиком своими правами.
Предусмотренные законопроектом изменения соответствуют принципам приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с положениями статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство исходит из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи и принципов добровольности брачного союза мужчины и женщины, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Семейный кодекс Российской Федерации допускает ограничение прав граждан в семье в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Согласно социологическому исследованию, проведенному Научно-исследовательским центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан совместно с Управлением ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан в 2013 году, из года в год наиболее кризисным периодом для молодой семьи являются первые пять лет совместной жизни. Именно на этот период приходится около 36 процентов всех случаев расторжения брака, и их количество не зависит от места проживания, эти цифры одинаковы как для муниципальных районов, так и для городских округов.
Статистические данные показывают, что в 2014 году во многих регионах России количество разводов увеличилось. Самый высокий показатель разводов в России в Магаданской области (752 развода на 1 000 браков), Еврейской автономной области - 741, Мурманской области - 698, Камчатском крае - 677, Хабаровском крае - 653, Ямало-Ненецком автономном округе - 649, Тамбовской области - 637.
По официальным данным Росстата, в Приволжском федеральном округе самый высокий показатель разводов в Пензенской области (655 разводов на 1 000 браков), а самый низкий - в Республике Татарстан (464). В Кировской области зарегистрировано 646 разводов на 1 000 браков, Саратовской области - 623, Оренбургской области - 603. Затем идут Ульяновская (588), Самарская и Нижегородская области (по 587), Мордовия (574) и Марий Эл (572). В Пермском крае 543 развода на 1 000 браков, Чувашии - 522, Удмуртии - 519.
Более 10 тысяч детей в Республике Татарстан ежегодно вместе с родителями переживают кризисные ситуации в семье, заканчивающиеся расторжением брака. Необходимо понимать всю остроту последствий необдуманных разводов супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. 64 процента семей, прекращение брака в которых зарегистрировано органами ЗАГС Татарстана в 2015 году, распалось, не просуществовав и 10 лет (62 процента - в 2014 году).
На вопросы социологического исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного 6-7 декабря 2014 года (среди 1 600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, статистическая погрешность не превышает 3,5 процента), о том, как россияне относились к разводам 25 лет назад и что думают о них сегодня, каковы основные факторы, способствующие и препятствующие расторжению брака, большинство россиян ответили, что разводы в принципе допустимы. Для каждого четвертого расторжение брака является возможным при "фактическом распаде семьи". Каждый второй считает, что все зависит от конкретного случая. Почти каждый десятый уверен: ничто не должно и не может препятствовать желанию людей разорвать супружеские узы. За сохранение брака любой ценой выступают только около 10 процентов опрошенных.
В такой ситуации задача по укреплению института брака, повышения его значимости для граждан требует реагирования на государственном уровне. Введение предлагаемых законопроектом мер даст супругам дополнительное время на обдумывание своего решения, позволит сохранить значительное количество браков, защитить права и законные интересы несовершеннолетних детей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" дополнительных расходов федерального бюджета не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.