Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1058051-6 "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)" разработан с целью совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и создания единых норм, с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ), которые должны применять к категории электронных систем доставки никотина.
Разработка проекта обусловлена ростом популярности использования ЭСДН.
В целях формирования единого подхода к категории ЭСДН вводятся понятия "электронная система доставки никотина (ЭСДН)" и "использование электронных систем доставки никотина (ЭСДН)", законопроект определяет основные ограничения использования ЭСДН в общественных местах, общие правила к маркировке.
Важной проблемой является предотвращение использования ЭСДН несовершеннолетними, поэтому законопроект устанавливает запрет на продажу ЭСДН несовершеннолетним и вовлечение детей в процесс использования ЭСДН.
Определение понятия ЭСДН соответствует определению, которое дает ВОЗ в своем официальном докладе "Электронные системы доставки никотина" от 1 сентября 2014 года, подготовленному к шестой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Законопроект распространяется на ЭСДН, в которых используется как никотиносодержащая, так и безникотиновая жидкость. Данная норма обусловлена следующими факторами:
1. Исключение безникотиновых жидкостей из сферы регулирования может помешать достижению целей, поставленных законопроектом, и затруднить формирование правоприменительной практики, так как крайне сложно идентифицировать факт наличия или отсутствия никотина в применяемой жидкости;
2. Использование ЭСДН как с никотиносодержащей, так и с безникотиновой жидкостью, может косвенно повлиять на формирование привычки потребления сигарет, так как имитирует процесс курения
В настоящее время, как представляется, не существует научного обоснования для введения запрета ЭСДН, либо регистрации таких устройств в качестве лекарственных средств.
Как указывалось ранее, на шестой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, прошедшей в г. Москве с 13 по 18 октября 2014 г., был представлен доклад ВОЗ "Электронные системы доставки никотина". ВОЗ не исключает возможность того, что ЭСДН могут быть использованы в качестве средства, способствующего отказу от курения. Существуют клинические испытания, которые в целом показывают эффективность таких устройств в борьбе с употреблением табака.
Законопроектом запрещается использование товарного знака, элементов дизайна, служащих для индивидуализации табачных изделий или аксессуаров для курения табака при производстве ЭСДН. Данная норма продиктована частью 1 пунктом 1 подпунктом в ФЗ от 23 февраля 2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", запрещающего использование товарного знака табачных изделий на других видах товара.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 1 пунктом 1 подпунктом" следует читать "подпунктом "в" части 1 статьи 16"
Также отмечается потенциальное вмешательство ЭСДН в меры проводимой политики по созданию бездымной среды, поэтому законопроект определяет перечень мест, где использование ЭСДН ограничено.
В связи с тем, что на данный момент не существует регулирования оборота ЭСДН, они могут представляют интерес для недобросовестных производителей, распространителей и продавцов, которые не контролируют качество выпускаемой продукции и могут распространять свою продукцию среди несовершеннолетних. Исходя из этого, необходимо установить общие требования к ЭСДН, которые позволят отличать продукцию, соблюдающую требованиям законодательства, от некачественной продукции.
Отсутствие регулирования оборота ЭСДН приводит к противоречивой правоприменительной практике, когда каждый производитель, продавец или регулирующий орган устанавливает собственные правила оборота ЭСДН. Это может привести к возникновению рисков коррупционных проявлений.
Принятие данного законопроекта позволит создать общие правила оборота ЭСДН, предотвратит распространение ЭСДН среди несовершеннолетних и устранит противоречащую правоприменительную практику в отношении ЭСДН.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)"
Принятие Федерального закона "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)"
Принятие Федерального закона "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.