Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедур определения кадастровой стоимости.
Проведение работ по определению кадастровой стоимости относится к высокотехнологичным видам деятельности и должно предусматривать непрерывный процесс мониторинга рыночных цен и тенденций, преемственность, актуализацию и постоянное совершенствование моделей кадастровой оценки и применение единого методологического подхода, наличие достаточной информации об объектах недвижимости, постоянное накопление дополнительных данных об объектах оценки и их ценообразующих факторах, участие в оспаривании и отстаивание бюджета субъекта Российской Федерации.
В настоящее время оценщик или организация, осуществляющие определение кадастровой стоимости, не имеют доступа к необходимым сведениям и заказчик не всегда может обеспечить оценщика материалами, которыми располагают иные органы или организации.
Кроме того, исполнитель работ по определению кадастровой стоимости после исполнения соответствующего государственного контракта несет ответственность только в рамках гарантийных обязательств.
Заказчиками работ по определению кадастровой стоимости являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы муниципальных образований, исполнителями работ - отобранные путем проведения конкурса юридические лица (при этом субъектами оценочной деятельности являются физические лица - оценщики), отчет об определении кадастровой стоимости проходит экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков, результаты работ принимаются и утверждаются заказчиками.
Таким образом, действующая система проведения кадастровой оценки позволяет "размывать" ответственность между заказчиком работ, исполнителем, оценщиком и саморегулируемой организацией оценщиков.
В связи с изложенным представляется целесообразным введение института государственных кадастровых оценщиков и передача полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе осуществлять определение кадастровой стоимости. Ими могут быть вновь созданные или наделенные соответствующими полномочиями субъектами Российской Федерации учреждения.
При этом определение кадастровой стоимости предполагается по единой методике (что позволит повысить качество и обеспечить единообразие определения кадастровой стоимости при государственной кадастровой оценке). Кроме того, предполагается, что государственные бюджетные учреждения будут определять кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Также к функциям государственных бюджетных учреждений предлагается отнести:
предоставление детальных разъяснений по определенной кадастровой стоимости (что позволит получать информацию из единого источника);
рассмотрение обращений об исправлении ошибок (что позволит в упрощенном порядке корректировать величину кадастровой стоимости и обеспечить оперативность исправления ошибок);
осуществление постоянного мониторинга и обработки данных рынка недвижимости (что позволит повысить достоверность информации о рынке недвижимости);
сбор, обработку, систематизацию и накопление сведений об объектах недвижимости (что позволит повысить эффективность информационного взаимодействия).
Данный подход позволит также обеспечить концентрацию ответственности, высокую прозрачность проведения процедур определения кадастровой стоимости, сопровождение ее результатов.
Принятие и реализация данного законопроекта будут способствовать повышению эффективности проведения процедур государственной кадастровой оценки, что является условием дальнейшего развития рынка недвижимости, участниками которого выступают государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"
Принятие Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органон исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"
Принятие Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1. Порядок федерального государственного надзора за деятельностью, связанной с определением кадастровой стоимости.
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки:
1. Методические указания о государственной кадастровой оценке.
2. Форма предписания об устранении выявленного нарушения порядка проведения государственной кадастровой оценки и методических указаний о государственной кадастровой оценке.
3. Перечень областей высшего образования и (или) профессиональной переподготовки, которые должны иметь работники бюджетного учреждения, на которое возложены функции по определению кадастровой стоимости.
4. Порядок подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, привлекаемым к определению кадастровой стоимости.
5. Порядок формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе требования к содержанию запроса о предоставлении перечня.
6. Порядок обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, для целей определения кадастровой стоимости.
7. Требования к отчету об итогах государственной кадастровой оценки.
8. Порядок рассмотрения декларации о дополнении сведений о характеристиках объекта недвижимости, в том числе форма такой декларации.
9. Порядок расчета индекса рынка недвижимости.
10. Порядок рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений об определении кадастровой стоимости, в том числе форма предоставления таких разъяснений.
11. Порядок рассмотрения бюджетным учреждением, наделенным полномочиями по определению кадастровой стоимости, обращений об исправлении единичных технических ошибок, системных технических ошибок, единичных методологических ошибок, системных методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
12. Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
13. Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда.
14. Перечень сведений о кадастровой стоимости, о порядке и об основаниях ее определения, а также требования по их включению в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.