Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1060642-6 "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 3 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 1 марта 2016 г. N 1349п-П13, в целях установления в 2016 году возможности получения гражданами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон), единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере до 25 000 рублей (далее - выплата).
Для граждан, использовавших часть средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми) или формирование накопительной пенсии, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, законопроектом предусматривается возможность получения в виде выплаты оставшейся части средств материнского (семейного) капитала в размере реального остатка, не превышающего 25 000 рублей.
Законопроектом предлагается предоставлять выплату гражданам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающим на территории Российской Федерации.
Исключение из числа лиц, имеющих право на получение выплаты, владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, проживающих за пределами Российской Федерации, обусловлено следующим.
Предлагаемая мера дополнительной финансовой поддержки семей, имеющих двух и более детей, является антикризисной мерой в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации, и направлена на повышение социальной защищенности проживающих на территории Российской Федерации семей с детьми в указанный период.
Наряду с этим, предусмотренная законопроектом выплата направлена на противодействие увеличению на территории Российской Федерации числа бедных семей из числа семей с детьми, компенсацию выпадающих доходов таких семей, минимизацию возможного роста уязвимости семей при повышении в стране уровня инфляции.
Единовременная выплата за счет средств федерального бюджета предоставлялась ранее как антикризисная мера в соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", Федеральным законом от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 88-ФЗ "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала".
Согласно указанным федеральным законам единовременная выплата за счет средств материнского (семейного) капитала предоставлялась гражданам, проживающим только на территории Российской Федерации.
Принятие данной меры государством будет иметь особую социальную значимость для семей с детьми, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе для снижения социальной напряженности в обществе.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 6 Федерального закона для получателей выплаты размер материнского (семейного) капитала будет уменьшен на ее размер. Размер оставшейся части средств материнского (семейного) капитала будет пересматриваться (индексироваться) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления выплаты, а также правила подачи заявления о ее предоставлении будут установлены ведомственным актом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Заявление о предоставлении выплаты может быть подано гражданами лично либо через законного представителя как непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, так и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Законопроектом предусмотрено, что его положения применяются до 31 января 2016 г. - на период реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации (от 1 марта 2016 г. N 1349п-П13).
С учетом жестких временных рамок законопроект содержит положение о возможности подачи заявления о предоставлении выплаты не позднее 30 ноября 2016 г. в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В связи с этим решение о предоставлении выплаты будет последовательно приниматься в зависимости от решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, но в достаточно сжатые сроки.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году"
Проектом федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году" предлагается установить в 2016 году возможность получения гражданами единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (далее соответственно - выплата, МСК) в размере до 25 000 рублей.
Расчет объема средств, необходимых для предоставления выплаты, произведен Минтрудом России исходя из следующих показателей (по информации Пенсионного фонда Российской Федерации):
количество лиц, ранее не распорядившихся средствами МСК по основным направлениям, составляет 3 240 тыс. человек. Из них потенциально средствами МСК на другие направления его расходования могут распорядиться 822,7 тыс. человек, в том числе:
на улучшение жилищных условий (погашение кредитов, займов) - 452,2 тыс. человек
на улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных средств) - 291 тыс. человек;
на получение образования ребенком (детьми) - 78,6 тыс. человек;
на формирование накопительной пенсии - 0,9 тыс. человек;
Принимая во внимание, что лица, обратившиеся в ПФР с заявлениями о направлении средств МСК на образование детей, распоряжаются лишь 50% средств, а также, что в среднем 10% держателей сертификатов не обращаются с заявлениями о распоряжении средствами МСК, число граждан, которые могут обратиться с заявлениями на получение выплаты, составит 2 132,6 тыс. человек.
Право на получение выплаты будут также иметь граждане, которые получат сертификаты до 30 сентября 2016 г. Их численность, исходя из численности граждан, ежегодно получающих сертификаты, составит 651,63 тыс. человек.
Таким образом, общее число граждан, которые могут обратиться с заявлениями на получение выплаты, составит 2 784,23 тыс. человек.
По информации Минтруда России, практика предоставления гражданам аналогичных выплат в 2011 - 2015 годах показывает, что за их получением в среднем обращается 70% от общего количества граждан, не распорядившихся средствами материнского (семейного) капитала.
С учетом изложенного, общее число граждан, обратившихся за получением выплаты, снизится до 1948,96 тыс. человек.
Объем средств федерального бюджета на предоставление выплаты в 2016 году составит: 25 000 рублей х 1948,96 тыс. человек = 48,72 млрд. рублей.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на реализацию программы материнского (семейного) капитала в 2016 году предусмотрено 304,26 млрд. рублей.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, финансирование выплаты может быть произведено за счет привлечения переходящего остатка средств федерального бюджета, перечисленных в бюджет ПФР на предоставление материнского (семейного) капитала (по состоянию на 1 января 2016 г. в объеме 19 млрд. рублей).
Кроме того, на эти цели могут быть направлены остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете ПФР (по состоянию на 1 января 2016 г.):
на осуществление аналогичной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 88-ФЗ "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала" - 17,1 млрд. рублей;
на выплату компенсаций, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" - 8,5 млрд. рублей;
на прочие выплаты - 7,3 млрд. рублей.
Таким образом, реализация федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году"
Принятие Федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году"
Принятие Федерального закона "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году" потребует разработки Правил подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - Правила) и Порядка осуществления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - Порядок).
Головным исполнителем по разработке Правил и Порядка является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ориентировочный срок принятия приказов Минтруда России об утверждении Правил и Порядка - в течение месяца после принятия указанного Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.