Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1060641-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508 (абзац 4 подпункта 1 пункта 1) и протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 37 (пункт 3 раздела VI) проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Федеральные законы "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О некоммерческих организациях" и "Об автономных учреждениях".
Законопроект предусматривает механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) с 2017 года с учетом возможности ФОМС напрямую финансировать федеральные медицинские организации за оказание ими ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством финансовое обеспечение ВМП осуществляется:
в федеральных медицинских организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых являются межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС);
в медицинских организациях субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая субсидии из федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС);
в федеральных и региональных медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, за счет средств ОМС в соответствии с законодательством об ОМС (в части ВМП, входящей в базовую программу ОМС).
Обособленные целевые средства на обеспечение ВМП из бюджета ФОМС в соответствии с законопроектом предоставляются:
федеральным государственным учреждениям в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений (далее - учредитель), на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого между ФОМС, учредителем и федеральным государственным учреждением. Форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и порядок его заключения утверждается Минздравом России;
бюджетам территориальных фондов ОМС в виде субсидий на софинансирование расходов, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
Порядок финансового обеспечения оказания ВМП, в том числе посредством предоставления субсидий бюджетам территориальных фондов, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом предоставление бюджетам территориальных фондов ОМС субсидий на софинансирование расходов, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, будет осуществляться на основании соглашений, заключаемых Минздравом России, ФОМС и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предлагаемое решение позволит установить прозрачный механизм прямого финансового обеспечения ВМП, оказываемой в федеральных государственных учреждениях, из бюджета ФОМС, а также сохранить софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП.
Законопроект предусматривает утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка формирования перечня видов ВМП, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения ВМП. Это позволит определить процедуру пересмотра перечня видов ВМП, а также временные рамки включения тех или иных методов ВМП в базовую программу ОМС с учетом их растиражированности.
В законопроекте учтены положения об организации контроля качества оказания медицинскими организациями ВМП. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в отношении ВМП планируется осуществлять в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статьи 88 - 90), то есть в рамках государственного и ведомственного контроля качества, проводимого Росздравнадзором и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений, финансового обеспечения выполнения ими государственного задания и планирования финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, потребуется внесение изменений в уставные документы всех федеральных государственных учреждений в части определения источников финансового обеспечения их деятельности.
Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию основных мероприятий и достижение показателей Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации") в части увеличения количества больных, которым оказана ВМП.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться в пределах ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Наименования проектов нормативных правовых актов |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители по разработке проектов |
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
одновременно с проектом федерального закона |
правовое основание для предоставления из бюджета ФОМС субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Наименования проектов нормативных правовых актов |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители по разработке проектов |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в федеральных государственных учреждениях за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение порядка финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях частной системы здравоохранения за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
III квартал 2018 г. |
Утверждение порядка финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования" |
пункт 1 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Наделение ФОМС полномочиями по финансовому обеспечению высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России ФОМС |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение порядка финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в субъектах Российской Федерации |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение Правил формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении типовой формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и порядке его заключения" |
Пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями и порядка его заключения |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении типовой формы соглашения о порядке и условиях предоставления бюджетных ассигнований из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и порядке его заключения" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
III квартал 2018 г. |
Утверждение формы соглашения о порядке и условиях предоставления бюджетных ассигнований медицинским организациям частной системы здравоохранения и порядка его заключения |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи" |
пункт 1 статьи 4 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение порядка формирования перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении критериев отбора медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
III квартал 2018 г. |
Утверждение критериев отбора медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня вступления Федерального закона в силу |
Утверждение перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России ФОМС |
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении перечня медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования" |
пункт 2 статьи 1 законопроекта |
III квартал 2018 г. |
Утверждение перечня медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования |
Минздрав России ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.