Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 20 апреля 2016 г. к решению Комитета N 180/7
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 997126-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
(в части оценки предмета залога),
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, М.А. Мукабеновой, В.В. Куминым, Ф.С. Сибагатуллиным, М.Е. Яшиным, А.Н. Хайруллиным, Н.В. Герасимовой, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 997126-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроект направлен на создание механизма проверки наличия и оценки Банком России имущества, являющегося предметом залога, а также механизма ознакомления с деятельностью заемщика.
Необходимость принятия законопроекта вызвана недостаточностью предоставляемых Банку России данных о предметах залога и о состоянии заемщика, что негативно влияет на возможность их достоверной оценки.
Комитет отмечает, что необходимость адекватного расчета соотношения обязательств и активов кредитных организаций, а также формирования резервов, соответствующих кредитным рискам, не вызывает сомнения. Между тем, у Комитета есть ряд вопросов, требующих доработки ко второму чтению.
Так, статьей 2 законопроекта вводится обязанность кредитных организаций закреплять в кредитных договорах и договорах о залоге обязанности заемщиков и залогодателей по предоставлению кредитной организации документов (информации) и выполнению действий, необходимых для осмотра уполномоченными представителями (служащими) Банка России предмета залога и ознакомления ими с деятельностью заемщика и (или) залогодателя.
Указанные положения требуют соотнесения с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности статьей 308, которая устанавливает, что договорное обязательство не может создавать обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом действующее законодательство не ставит возможность возникновения и реализации гражданских прав и обязанностей по договорам в зависимость от необходимости реализации отдельных полномочий органами государственной власти (часть 2 статьи 1 и статья 8 Кодекса).
Комитет отмечает, что целесообразно на уровне законодательства дать определение понятию "ознакомление с деятельностью заемщика и (или) залогодателя", а также определить правовой механизм взаимодействия с заемщиками и (или) залогодателями. Неочевидной также видится взаимосвязь между необходимостью оценки предмета залога и правом ознакомления с деятельностью залогодателя.
В соответствии с гражданским законодательством заемщик вправе оставить предмет залога у себя и пользоваться им. Однако в законопроекте указано, что порядок осмотра предмета залога и ознакомления с деятельностью заемщика и (или) залогодателя будет устанавливаться регулятором. В данном случае Комитет отмечает необходимым установить на уровне закона порядок взаимодействия регулятора с иными третьими лицами, в том числе физическими лицами - заемщиками и (или) залогодателями, заключившими указанные договора не в целях осуществления предпринимательской деятельности. Комитет также отмечает отсутствие в законопроекте перечня решений, которые могут быть приняты по результатам ознакомления с деятельностью заемщика и (или) залогодателя.
Дополнительного уточнения требуют полномочия сотрудников Банка России осуществлять оценочную деятельность, поскольку в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность.
Учитывая изложенное, Комитет считает целесообразным принятие проекта федерального закона N 997126-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в первом чтении, при условии доработки ко второму чтению по высказанным замечаниям.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.