Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
В силу пункта 6 статьи 14.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в случае, если количество участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 статьи 14.1 указанного закона, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.
Подход об установлении кворума в 20 процентов от общего числа участников долевой собственности был изначально реализован в рамках статьи 14 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ).
Введение данной нормы было обусловлено тезисом об организационных затруднениях при проведении собраний участников долевой собственности на земельный участок.
Вместе с тем, со времени принятия указанной нормы произошло множество изменений законодательства, в том числе, установление правил об уплате земельного налога участниками долевой собственности, подробная регламентация правого режима невостребованных земельных долей и др. Эти меры позволили решить многие вопросы, связанные с установлением субъектов прав на земельные доли - участников долевой собственности на земельные участки.
Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании (пункт 1 статьи 14 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Участники долевой собственности на земельный участок составляют гражданско-правовое сообщество, и решения собрания таких сособственников порождают последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, поэтому такие решения относятся к специальной разновидности юридических фактов, нормы о которых содержатся в главе 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ("Решения собраний").
В ГК РФ закреплено общее, основывающееся на базовых принципах корпоративного управления правило, в соответствии с которым решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 1 статьи 181.2 ГКРФ).
Это правило подтверждается нормами специального законодательства:
на основании пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества; в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива; в силу пункта 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов и др.
В действующей редакции пункта 5 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ совмещены два альтернативных принципа определения кворума: по количеству участников долевой собственности и по количеству принадлежащего имущества.
Принцип определения кворума по количеству принадлежащего имущества (участники долевой собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей) реализован корректно.
Реализация альтернативного ему способа - определения кворума по количеству участников долевой собственности в 20 процентов от их общего числа породила ряд злоупотреблений.
Так, организаторы собраний сособственников в ряде случаев проводили подряд несколько общих собраний, где рассматривались одни и те же вопросы до тех пор, пока желаемое решение не будет принято - при этом кворум определялся как 20% от общего числа участников долевой собственности.
Кроме того, по своей природе действующая система предоставляет возможность "меньшинству" (20%) решать вопросы "большинства" (80%), что не соответствует базовым принципам управления, в том числе управления гражданско-правовыми сообществами.
Таким образом, настоящим законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и увеличить количество лиц, при присутствии которых общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения будет считаться правомочным (кворум) с 20 до 50 процентов от общего числа таких участников.
Принятие и реализация указанного законопроекта не потребуют дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.