Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1067868-6 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В текущих социально-экономических условиях развитие судостроения является безусловным государственным приоритетом реализации инновационной и промышленной политики Российской Федерации. Судостроительная промышленность является высокотехнологичной отраслью экономики с высокой долей добавленной стоимости и способна стать одним из локомотивов развития отечественной промышленности.
Кроме того, развитие отечественного судостроения является ключевым фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: транспортной (строительство транспортных судов); энергетической (строительство буровых платформ и судов для их обслуживания); продовольственной (строительство рыбопромыслового флота).
Настоящий проект федерального закона направлен на прямое налоговое стимулирование отечественного судостроения и повышение эффективности деятельности предприятий судостроительной промышленности.
В целях налогового стимулирования отечественного судостроения Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми для судостроительных организаций установлена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 процентов, а также утвержден перечень документов для подтверждения обоснованности применения указанной налоговой ставки.
Однако в соответствии с действующей редакцией части второй Налогового кодекса Российской Федерации установление ставки 0 процентов по НДС предусмотрено только для фактических держателей судостроительных контрактов, заключенных непосредственно с заказчиком.
В соответствии с пунктом 13 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в качестве подтверждения обоснованности применения указанной ставки необходимо представить следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
2) выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;
3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.
Таким образом, налоговое законодательство увязывает право на применение налоговой ставки 0 процентов от наличия прямых взаимоотношений между заказчиком на строительство судна и лицом, уполномоченным на его постройку, и последующую передачу права собственности напрямую заказчику, то есть генеральным подрядчиком.
Отсюда следует, что налоговая ставка 0 процентов не предусмотрена судостроительным организациям - непосредственным исполнителям работ по договорам субподряда, что накладывает на них дополнительную налоговую нагрузку, снижает эффективность их финансово-хозяйственной деятельности и в целом противоречит смыслу установленных в налоговом законодательстве мер стимулирования.
В качестве примера данного положения можно привести отношения, возникающие в рамках выполнения работ по строительству судов по договорам субподряда между АО "Объединенная судостроительная корпорация" (далее - АО "ОСК") и ПАО "Выборгский судостроительный завод" (далее - ПАО "ВСЗ"), входящее в структуру АО "ОСК".
В настоящее время в рамках государственных контрактов от 2 декабря 2011 года между ФГУП "Росморпорт" в качестве заказчика и АО "ОСК" в качестве генерального подрядчика идет строительство трех линейных дизель-электрических ледоколов мощностью около 16 МВт.
Строительство указанных судов на условиях договора субподряда выполняет ПАО "ВСЗ", которым применение налоговой ставки 0 процентов будет неправомерно.
После передачи ледоколов генеральному подрядчику АО "ОСК" ПАО "ВСЗ" будет вынужден изыскать денежные средства в сумме 2,2 млрд. рублей для уплаты НДС, которые изначально не были учтены в контракте, что крайне негативно скажется на финансово-экономическом положении предприятия и существенно скорректирует инвестиционные планы по модернизации и расширению производства.
Таким образом, исходя из первоначального смысла и содержания указанной нормы налогового законодательства Российской Федерации, представленный законопроект направлен на распространение мер налогового стимулирования на судостроительные организации, непосредственно выполняющие судостроительные работы по договорам субподряда.
При этом в соответствии со статьями 702, 703 и 706 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации под договором подряда (субподряда) понимается обязательство подрядчика (субподрядчика) выполнить по заданию заказчика (генерального подрядчика) работу и сдать ее результаты с передачей на них прав.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации под реализацией товаров, работ и услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездного оказания услуг одним лицом другому лицу. Действия, которые не признаются реализацией товаров, работ и услуг, определены в пункте 3 указанной статьи.
В связи с этим передача на основании акта сдачи-приемки прав собственности на результаты выполненных подрядчиком (субподрядчиком) по контракту (договору субподряда) работ на строительство судна заказчику (генеральному подрядчику) признается реализацией работы.
Распространение мер налогового стимулирования на субподрядные судостроительные организации существенно повысит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий судостроительной промышленности, снизит дополнительную налоговую нагрузку, обеспечит реализацию планов импортозамещения в судостроении, а также выполнение инвестиционных программ и программ технологической модернизации.
Настоящая редакция законопроекта подготовлена с учетом заключения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2016 года N 1092п-П13. Замечания, указанные в заключении, устранены.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
В то же время установление налоговой ставки 0 процентов для субподрядных судостроительных организаций приведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета, которое по предварительным оценкам может составить от 7 до 13 млрд. рублей в год.
Несмотря на это, принятие законопроекта позволит предприятиям судостроения существенно повысить эффективность своей деятельности, модернизировать производство и реализовать инвестиционные программы, что в среднесрочном и долгосрочном периоде благоприятно скажется на налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации, приведет к росту уровня занятости и средней заработной платы, а также создаст условия для форсированного инновационного развития отечественного судостроения, а также в смежных отраслях промышленности.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.