Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1071661-6 "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав водителей"
Досье на проект федерального закона
Летом 2015 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП) и Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" были внесены изменения и дополнения, которые, как считалось многими, позволят поставить преграду массовым нарушениям прав автомобилистов при принудительной эвакуации транспортных средств на специализированную стоянку.
Предполагалось, что требования о прекращении задержания транспортного средства (если непосредственно на месте его задержания присутствует лицо, которое вправе им управлять, а также, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора) и об обязанности заблаговременного информирования участников дорожного движения о предстоящей установке знаков о запрете остановки и стоянки позволят разрешать впредь конфликтные ситуации, которые ранее в массовом порядке возникали в городах России.
Однако, как и предсказывалось информированными экспертами, принятые изменения и дополнения позволяют разрешать спорные ситуации лишь в единичных случаях. Во многих же случаях, особенно в Москве, предписания КоАП о прекращении задержания транспортного средства, если непосредственно на месте его задержания присутствует лицо, которое вправе им управлять, а также, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора, воспринимаются "эвакуаторщиками" как благие пожелания, а не как их обязанности. В Москве отказ от дальнейшего задержания транспортного средства в присутствии лиц, которые вправе управлять им, становится устойчивой тенденцией. И ни какие обращения к инспекторам Московской административной дорожной инспекции, инспекторам ГИБДД о выполнении требований закона даже в присутствии третьих лиц - свидетелей не приводят к прекращению задержания. По результатам рассмотрения подобных случаев административные органы Москвы дают один ответ: "Лицо, которые было вправе управлять задержанным транспортным средством, к инспектору не обращалось". Не выполняется и безусловное требование закона об обязательном присутствии на месте задержания транспортного средства должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Показательно, что в городе Москве еще до составления протокола об административном правонарушении осуществляются различные подготовительные действия (установка захватных приспособлений, нанесение наклеек и др.), не предусмотренные КоАП, в отношении транспортного средства, которое только предполагается эвакуировать на специализированную стоянку. Такие действия не рассматриваются в административных органах города Москвы как, действия, нарушающие закон (письмо заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.С. Ликсутова N 17-35-3285/6-2 от 28.04.16 г.).
Одним из системных недостатков принятых поправок является то обстоятельство, что их положения не решают главной проблемы, которая является источником большинства конфликтных ситуаций. Такой источник очевиден - эвакуация автомобилей на штрафные стоянки проводится даже тогда, когда автомобили, нарушившие установленные правила, не создают никаких препятствий для участников дорожного движения. К сожалению, установить полный запрет эвакуации автомобиля, если он не создает препятствий и опасности для участников дорожного движения, органы исполнительной власти еще не готовы, поскольку система эвакуации превратилась из предупредительной меры в источник "дохода".
Поэтому настоящим законопроектом предлагается ввести в статью 27.13 КоАП "Задержание транспортного средства" ряд превентивных мер, которые позволят обеспечить защиту прав участников дорожного движения при принудительной эвакуации транспортных средств. В частности, предлагается ввести обязанность должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, убедиться перед началом движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, что среди лиц, присутствующих при задержании транспортного средства, отсутствует лицо (лица), которое может управлять данным транспортным средством.
Наряду с видеозаписью эвакуации транспортного средства предлагается ввести требование о проведении одновременно звукозаписи задержания, начиная от принятия решения о задержании до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Предлагается обязать лицо, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства, до начала движения транспортного средства (если отсутствует должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о задержании транспортного средства), при обращении к нему любого лица, заявляющего о правах управлять данным транспортным средством, вызвать это должностное лицо для проверки прав обратившегося лица.
В законах субъектов Российской Федерации должны быть предусмотрены положения об обязанности информирования водителей на специализированной стоянке об адресах и номерах телефонов правоохранительных органов для обращения лиц, права которых нарушены при эвакуации транспортного средства на специализированную стоянку; о правах лиц, транспортные средства которых перемещены на специализированную стоянку. Информация должна также содержать указание на случаи нарушения прав, в частности, таких как:
отсутствие должностного лица, уполномоченного составлять протокол о задержании транспортного средства, при начале движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку,
отказ лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства, при отсутствии должностного лица, уполномоченного составлять протокол о задержании транспортного средства, при обращении к нему любого лица, заявившего о правах управлять данным транспортным средством, вызвать указанное должностное лицо,
отказ прекратить задержание транспортного средства непосредственно на месте задержания и возвратить его лицу, которое может управлять транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если такое лицо присутствует на месте задержания, а причина задержания устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку
Лица, в отношении которых было принято решение о задержании их транспортных средств, должны также информироваться об их правах в письменном виде на специализированной стоянке при возврате транспортного средства. В документе, удостоверяющем возврат транспортного средства, посредством подписи должен быть удостоверен факт разъяснения указанным лицам их прав.
В законы субъектов Российской Федерации предлагается ввести также требование о компенсации организацией, осуществившей задержание транспортного средства, в тройном размере в течение трех дней расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, если перемещение транспортного средства осуществлено с нарушением требований положений статьи 27.13 КоАП.
Предлагаемые нововведения позволят обеспечить защиту прав автовладельцев в случае их нарушения и ввести материальную ответственность организаций, осуществляющих задержание транспортных средств, за их неправомерные действия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав водителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав водителей" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав водителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав водителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.