Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1070539-6 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Важнейшей задачей государственной политики в области авторского права и смежных прав является создание таких механизмов, которые с одной стороны обеспечат соблюдение баланса интересов правообладателей и лиц, использующих объекты авторских и смежных прав (пользователей), а с другой - гарантируют должный уровень защиты таких прав. Одним из таких механизмов являются определяемые государством минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторского права и смежных прав, определяя которые государство стремится обеспечить правообладателям гарантию получения дохода за использование принадлежащих им объектов.
Законодательство СССР в сфере авторского права детально регулировало содержание авторских договоров и нормировало авторское вознаграждение, устанавливая в республиканских постановлениях минимальные и максимальные ставки вознаграждения, правила подсчета авторского гонорара и порядок его выплаты. Причем даже в тех случаях, когда пользователь не подписывал договор и использовал произведение в нарушение авторских прав, он уплачивал автору договорное, так называемое зарегламентированное, вознаграждение.
Действовавший с 1994 года Закон об авторском праве и смежных правах заложил иной - рыночный подход к договорам в сфере авторского права и на первое место был поставлен принцип свободы и автономии воли сторон по определению его содержания.
Во вступившей в силу в 2008 году части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации положение о минимальных ставках было отражено в статье 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации и звучало следующим образом:
"Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений".
Недостатками указанной редакции в первую очередь было то, что она не содержала право Правительства Российской Федерации вместе с установлением минимальной ставки определить порядок ее сбора (применения). Указанное обстоятельство привело к тому, что в 2012 году Верховным Судом Российской Федерации был признан недействующим порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства".
23 июля 2013 г. был принят федеральный закон N 222-ФЗ "О внесении изменений в часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации", который определил местонахождение нормы о минимальных ставках в статье 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной государственному регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, и в абзаце 2 пункта 5 предложил такую редакцию:
"Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторских и смежных прав".
Таким образом, в 2013 году были созданы необходимые предпосылки для разработки нового постановления Правительства Российской Федерации о минимальных ставках вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторского права и смежных прав.
Принятый же в марте 2014 года федеральный закон "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 35-ФЗ, коренным образом изменил положение статьи 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации о минимальных ставках, предусмотрев следующую редакцию:
"6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.".
Во взаимосвязи с данными нововведениями федеральным законом "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 35-ФЗ были внесены изменения и в пункт 3 статьи 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые также коснулись указанных полномочий Правительства Российской Федерации: предусмотрено полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать ставки вознаграждения, а также порядка его сбора, распределения и выплаты.
Таким образом, законодатель без каких-либо видимых причин и предпосылок необоснованно разграничил полномочия Правительства Российской Федерации в случаях использования произведений, исполнений и фонограмм с согласия правообладателей от случаев использования без согласия правообладателей, определив во втором случае правомочие Правительства Российской Федерации по установлению ставки вознаграждения.
Однако, в связи с указанными нововведениями неясным остается вопрос, чем использование в кафе музыкального произведения отличается от использования фонограммы, содержащей исполнение этого музыкального произведения и почему при исполнении музыкального произведения правообладателю принадлежит вознаграждение, рассчитанное по минимальной ставке, а в случае исполнения фонограммы - рассчитанное по некой фиксированной ставке. В данном случае возникает очевидное неравенство между авторами, с одной стороны, и исполнителями и изготовителям фонограмм, с другой.
Кроме того, невыясненным остается вопрос о том, каким образом должна быть рассчитана ставка при учете того, что до принятия в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ никакие правомочия Правительства Российской Федерации по установлению ставки или минимальный ставки в области смежных прав не предполагались.
Очевидно, что минимальные ставки вознаграждения должны гарантировать правообладателю (вне зависимости от категории правообладателя) минимум, на который он всегда может рассчитывать, который по согласию обеих сторон может быть увеличен, что предполагает наличие минимальной ставки в случаях использования объектов авторского права и смежных прав путем публичного исполнения, сообщения в эфир и по кабелю.
Таким образом, предлагаемый законопроект устраняет вышеуказанные противоречия и корректирует статьи 1246 и 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью закрепления за Правительством Российской Федерации полномочий по утверждению минимальных ставок вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.