Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1072874-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Основной целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) является сокращение сроков представления работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации за своих работников сведений индивидуального (персонифицированного) учета для их своевременного отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, а также упорядочение правоотношений в части информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с различными субъектами, обладающими (либо нуждающимися) сведениями (в сведениях), необходимыми для формирования Пенсионным фондом Российской Федерации наиболее полной информационной базы в отношении лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также иных лиц в целях обеспечения им возможности получения государственных и муниципальных услуг.
Так, законопроектом предусматривается переход с 1 января 2018 г. к ежемесячному представлению работодателями отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Это позволит оперативно учитывать пенсионные права граждан на их лицевых счетах.
Для уменьшения негативных последствий от введения ежемесячной отчетности Пенсионным фондом Российской Федерации будет проведена работа по совершенствованию программно-технического комплекса, а также механизма сдачи и приема отчетности.
В 2017 году предлагается перейти на сокращенные сроки представления ежеквартальной отчетности, установив срок ее представления на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронной форме - не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в действующем законодательстве - не позднее 15-го и 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, соответственно).
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части определения сроков корректировки данных о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и взносах работодателя, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, что позволит своевременно отражать на лицевом счете достоверные данные о размере средств пенсионных накоплений застрахованного лица.
Кроме того, исходя из необходимости оперативного учета сведений о гражданах, в том числе сведений об их пенсионных правах, законопроектом предлагается ввести уведомительный порядок регистрации в качестве застрахованного лица на основании сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на основании сведений ФМС России и сведений о государственной регистрации рождения, поступающих от органов ЗАГС.
Для обеспечения оперативного предоставления необходимых для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве застрахованных лиц сведений предлагается внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", обязывающие органы ФМС России предоставлять такие сведения.
Законопроектом также предлагается оптимизировать процесс открытия индивидуального лицевого счета, в том числе лицам, обратившимся за предоставлением государственной или муниципальной услуги, которым не был открыт индивидуальный лицевой счет. Таким лицам открытие индивидуального лицевого счета законопроектом предлагается осуществлять на основе сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Поскольку в системе индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования фактически должны быть отражены сведения не только о лицах, являющихся застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, но и о лицах, не подлежащих указанному страхованию, законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхование" наряду с используемым понятием "застрахованное лицо" новое, более широкое понятие "зарегистрированное лицо" для учета в указанной информационной системе сведений о застрахованных лицах, детях, а также других физических лицах, которым открыт индивидуальный лицевой счет, в том числе в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Для упорядочения информационного обмена сведениями законопроектом предлагается определить страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг, что юридически оформит сложившиеся в настоящее время отношения по фактическому использованию СНИЛС в различных сферах как идентификатора.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" универсальная электронная карта должна содержать в числе других сведений и СНИЛС. В федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" СНИЛС является идентификатором физического лица.
В связи с оптимизацией процесса регистрации сведений о гражданах в системе индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования законопроектом исключаются положения, предусматривающие необходимость выдачи Пенсионным фондом Российской Федерации страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вместо этого предусматривается наделение Пенсионного фонда Российской Федерации обязанностью информировать зарегистрированных лиц о результатах их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления уведомления, подтверждающего такую регистрацию, в том числе в электронной форме.
Соответствующие изменения, связанные с исключением понятия "страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования", предлагается внести в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законопроектом также предусматривается обеспечение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти по передаче необходимых сведений, которое будет осуществляться в том числе в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, что позволит более эффективно наладить механизм принятия управленческих решений как в сфере пенсионного обеспечения граждан, так и при осуществлении иных государственных и муниципальных функций.
Кроме того, законопроектом предлагается обеспечить возможность информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями с целью оптимизации порядка получения сведений, необходимых гражданам при получении услуг кредитных организаций.
Законопроектом определяется, что типовая форма соглашения об информационном обмене и требования к соглашению, порядок предоставления сведений кредитным организациям по запросам застрахованных лиц, а также перечень сведений, которые органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации имеют право получить от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".
4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
6. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие проекта федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего Типовую форму соглашения об информационном обмене между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации и требования к нему.
2. Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации сведений кредитным организациям по запросу застрахованного лица.
3. Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень сведений о плательщиках страховых взносов - юридических и физических лицах, которые вправе получать органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации органами Федеральной миграционной службы для открытия индивидуального лицевого счета физическому лицу, обратившемуся за предоставлением государственной или муниципальной услуги.
5. Постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждающего порядок представления Федеральной миграционной службой сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации и их формат.
6. Постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждающего форму документа, подтверждающего регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования.
Принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 708 "Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 435 "Об утверждении Положения о предоставлении дополнительной (закрытой) части кредитной истории субъекту кредитной истории, в суд (судье) и в органы предварительного следствия".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 "О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048 "Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 208 "О технических требованиях к универсальной электронной карте и федеральным электронным приложениям".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1030 "Об утверждении Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 710 "Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей".
17. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 779н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала".
18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
19. Приказ Минспорта России от 24 сентября 2012 г. N 252 "Об утверждении служебного распорядка Министерства спорта Российской Федерации".
20. Приказ Минтруда России от 30 октября 2012 г. N 353н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".
21. Приказ Минфина России от 8 сентября 2014 г. N 91н "О мерах, направленных на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211".
22. Приказ Минздрава России от 29 декабря 2014 г. N 930н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы".
23. Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 953н "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".
24. Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
25. Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 952н "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением" Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.