Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1071721-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части требований, предъявляемых к процессам производства и транспортировки пищевой продукции)"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" разработан депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Кожевниковой Марией Александровной в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Проектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 05.12.2005 N 151-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.03.2006 N 45-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 N 88-ФЗ, от 27.10.2008 N 178-ФЗ, от 22.12.2008 N 268-ФЗ, от 31.12.2014 N 493-ФЗ) в части установления правил по обеспечению качества и безопасности пищевых растительных масел, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации в емкостях в нефасованном виде морским и железнодорожным транспортом.
В соответствии с международными требованиями (Марракешское соглашение; документы Комиссии Кодекс Алиментариус; кодекс практик международной организации по транспортированию наливных грузов Fediol), пальмовое масло, пальмоядровое масло и их фракции ввозятся по импорту в страны ВТО в нефасованном виде по правилам, предусматривающим их последующую рафинацию и дезодорацию. Такие правила соблюдаются при ввозе перечисленных масел в страны ВТО, за исключением Российской Федерации. Указанный порядок ввоза не регламентируется Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), так как юрисдикция союзного договора не распространяется на территории вне Евразийского экономического союза.
С целью выполнения обязательств, взятых Российской Федерацией при вступлении в ВТО (Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года), предлагается практику ввоза перечисленных масел на территорию Российской Федерации установить в том же порядке, что и в остальных странах ВТО. В странах ВТО указанный порядок определен в связи с тем, что не существует морских танкеров, предназначенных исключительно для перевозки масел и жиров. Таким образом, вышеуказанная мера позволяет избежать загрязнения одного продукта другим и минимизировать риски для жизни и здоровья граждан стран-членов ВТО.
В связи с этим предлагается внести в статью 21 "Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации" Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" положение об обязательной рафинации и/или дезодорации пальмового, пальмоядрового масел и их фракций, ввозимых в нефасованном виде в емкостях морским и железнодорожным транспортом, и предназначенных для пищевых целей. При этом правительство Российской Федерации определяет перечень национальных стандартов, необходимых при осуществлении государственного контроля (надзора) уполномоченным органом, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение вышеуказанных требований.
Предлагаемая поправка согласуется с нормами Федеральных законов 184-ФЗ и 162-ФЗ. Предлагаемый законопроект не противоречит принятым техническим регламентам Таможенного союза и гармонизирует национальное законодательство с международными нормами и правилами в области оборота пищевых масел, вследствие чего принятие законопроекта не повлечет за собой создание технических барьеров в международной торговле.
Необходимо также отметить, что предприятий, которые не смогут выполнить предлагаемые нормы без дополнительного технического перевооружения в Российской Федерации нет.
Таким образом, реализация положений законопроекта позволит снизить риски, связанные с безопасностью ввозимой по импорту продукции, гармонизировать национальное законодательство с международными нормами и правилами, и не повлечет за собой расходов государственного бюджета.
Для возможности адаптации производства к вносимым изменениям, законопроект вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, в течение которых допускается реализация пищевой продукции для детей и подростков, выпущенной в обращение в установленном порядке до вступления в силу законопроекта.
Ссылки:
1. Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года;
2. Codex Alimentarius: САС RCP 36-1987, REV.1-1999, REV.2-2001, REV.3-2005, REV.4-2011 (п.4.2; Appendix 2);
3. 26.06.2014 Ref. 14COD152 rev Кодекс практики Fediol для перевозки наливом растительных масел и жиров в страны ЕС или между странами ЕС.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части требований, предъявляемых к процессам производства и транспортировки пищевой продукции)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части требований, предъявляемых к процессам производства и транспортировки пищевой продукции)" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федеральногозакона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части требований, предъявляемых к процессам производства и транспортировки пищевой продукции)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части требований, предъявляемых к процессам производства и транспортировки пищевой продукции)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.