Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1073452-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Представляемый законопроект направлен на разрешение ряда практических затруднений при применении Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
1. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в Закон о приватизации были внесены изменения, которые полностью переводят информационное обеспечение приватизации в электронную форму.
При этом в редакции указанного закона Закон о приватизации предусматривает три источника раскрытия информации о приватизации (статья 5):
официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определенные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией;
официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации;
сайт продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет".
При такой множественности источников официального раскрытия информации о приватизации на практике возникает вопрос, как оценить, надлежащим ли образом раскрыта информация о приватизации в каждом конкретном случае. Например, информация размещена на всех сайтах, но в разное время; информация размещена не на всех сайтах. В случае с официальными сайтами местных администраций возможны сбои, связанные с доступностью сети "Интернет", наличием оргтехники или качеством работы самого сайта.
Представляется, что подобная размытость не входила в планы законодателя при подготовке текста Закона о приватизации. Например, действующая редакция статьи 12 Закона о приватизации указывает на один официальный сайт как источник размещения информационного сообщения о продаже имущества. Именно информационное сообщение имеет важнейшее значение для соблюдения прав потенциальных покупателей на участие в приватизации имущества. На практике в этой сфере допускаются различные злоупотребления, связанные с попытками ограничить свободный доступ участников рынка к информации о начале продажи объекта и об условиях продажи.
В представляемом законопроекте предлагается выделить один сайт в сети "Интернет", имеющий федеральное значение и специализирующийся на размещении информации о торгах, - сайт torgi.gov.ru, а все остальные сайты устанавливаются в качестве дополнительных источников информации о приватизации.
Устанавливается и требование ко времени размещения информации на официальном сайте - не позднее 10 часов утра того дня, когда информация должна размещаться в соответствии с законодательством о приватизации. Подобный принцип успешно применяется при раскрытии информации в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг (Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Центральным банком Российской Федерации 30 декабря 2014 г. N 454-П). Также определяется лицо, ответственное за официальное размещение информационного сообщения, - продавец государственного или муниципального имущества.
2. С 2010 года в практике приватизации применяется институт независимых продавцов федерального имущества. Этот опыт распространяется и на субъекты Российской Федерации. В будущем продажа имущества через независимые от государства специализированные торговые площадки в классической и электронной форме должна стать основной формой отчуждения имущества на торгах. Преимущества данной формы продажи основаны на наличии мотивации профессионального продавца к достижению максимально высокой цены продажи, поскольку его вознаграждение исчисляется в процентах к сумме цены продажи имущества.
Однако механизм выплаты вознаграждения из федерального бюджета имеет ряд существенных недостатков. Формируются длинные кассовые разрывы между получением продавцом права на продажу имущества и поступлением первых средств от успешных сделок (на практике проходит порядка 1 года). Это может существенно дестабилизировать деятельность продавца, который несет существенные издержки, связанные с подготовкой имущества к продаже.
Несколько улучшить данную ситуацию может переход на оплату вознаграждения продавца за счет победителя аукциона (или иной формы продажи) за счет средств покупателя отдельно от оплаты им цены продажи имущества. Данный принцип применяется аукционными организациями по всему миру и является традиционной формой организации взаимоотношений между организатором торгов и покупателем.
Подобная форма оплаты услуг продавца имеет еще один положительный эффект, а именно сокращение бюджетных расходов на проведение приватизации, поскольку бремя оплаты услуг организатора торгов (продавца) перекладывается с бюджета на победителя торгов. В условиях напряженной экономической ситуации в стране следует обращать особое внимание на предложения, которые могут сократить расходы бюджетов всех уровней.
Предлагаемый механизм вознаграждения независимого продавца уже применяется в практике продажи высвобождаемого движимого военного имущества. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N 323 были внесены дополнения в Правила высвобождения и реализации указанного имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165.
Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о высвобождении и реализации движимого военного имущества, вправе принять решение о возложении оплаты услуг привлеченного по договору организатора продаж на победителя продажи указанного имущества. При этом стоимость услуг организатора продажи не входит в стоимость продажи высвобождаемого движимого военного имущества.
Предложенный механизм вознаграждения продавца упраздняет необходимость планирования в бюджете соответствующих сумм и сокращает расходы на их администрирование, высвобождает средства бюджета, которые иначе были бы связаны в силу их резервирования для оплаты услуг независимых продавцов, повышает оперативность расчетов с независимыми продавцами и их заинтересованность в успешном проведении сделок приватизации.
Для покупателя данный способ вознаграждения продавца не является обременительным, потому что общая уплачиваемая им сумма соответствует его возможностям приобрести имущество точно так же, как если бы он уплачивал только цену продажи, определенную по итогам торгов.
Бюджетное финансирование расходов на оплату услуг независимого продавца сохранится для особо крупных сделок по приватизации федерального имущества по решениям Правительства Российской Федерации, так как в этих случаях имущество не продается на торгах, а условия сделок определяются решением Правительства Российской Федерации.
3. В редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ Закон о приватизации позволяет продавцам государственного и муниципального имущества принимать заявки на участие в продаже имущества на торгах в течение необходимого для этого времени, не ограничивая их рамками срока действия отчета об оценке имущества. Это важно, поскольку рыночная цена имущества формируется в ходе торгов, а участникам рынка нужно время для исследования объекта и принятия решения о покупке.
Однако осталась неясность в вопросе о сроке объявления продажи посредством публичного предложения по отношению ко времени проведения предшествующего ей несостоявшегося аукциона.
Предлагаемый законопроект дополняет статью 23 Закона о приватизации, посвященную продаже посредством публичного предложения, нормой о том, что она объявляется в срок не позднее трех месяцев с даты признания аукциона несостоявшимся. Таким образом, отпадает вопрос о наличии действующего отчета об оценке на момент объявления продажи посредством публичного предложения. Подтверждением того, что участники рынка не готовы купить объект по начальной цене аукциона, является в данном случае не отчет об оценке, а факт признания аукциона несостоявшимся.
Законопроект предусматривает специальный срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Законодатель в рамках действующего законодательства о порядке введения в действие федеральных законов свободен в определении сроков введения принятого им закона в действие. В данном случае установление специального срока вступления в силу обусловлено необходимостью проведения органами государственной власти подготовительной работы, связанной с внесением изменений в действующие нормативные акты.
Принятие соответствующего Федерального закона не потребует увеличения расходов бюджетов всех уровней.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон) не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимо отметить, что реализация Федерального закона в перспективе позволит существенно сократить расходы бюджетов Российской Федерации и тех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые привлекают независимых продавцов для продажи подлежащего приватизации имущества. Сокращение произойдет по статье расходов на управление государственным или муниципальным имуществом, поскольку отпадет необходимость выплаты вознаграждения независимому продавцу из бюджета, а также появится возможность сократить часть аппарата чиновников, осуществляющих функции по продаже имущества до привлечения независимого продавца.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549 "Об утверждении положений об организации продажи государственного имущества посредством публичного предложения и без объявления цены";
правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 г. N 512.
Подготовку соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации предлагается осуществить Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Росимуществом в течение в течение одного месяца с момента вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.