Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1074210-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
С целью повышения эффективности административных мер при осуществлении надзора в сфере обращения с отходами производства и потребления настоящим проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается дополнить его статьей 8.2-1, устанавливающей административную ответственность за невыполнение обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Проблема несанкционированного складирования гражданами отходов потребления в настоящее время актуальна как для Кемеровской области, так и для других субъектов Российской Федерации. Анализ информации об обращении с отходами, представленной регионами Российской Федерации, показал:
Более 70 процентов жителей индивидуальных жилых домов не заключают договоры на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов (Кемеровская область - 69 процентов; Томская область - 85 процентов; Республика Алтай - 68 процентов; Республика Хакасия - 77 процентов; Ивановская область - 63 процента; Брянская область - 33 процента, Саратовская область - 56 процентов).
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники твердых коммунальных отходов обязаны обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.
Однако повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, дачных, садовых и огородных земельных участков либо председатели и иные уполномоченные лица соответствующих некоммерческих объединений (садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и партнерств и т.п.) не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане зачастую пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или просто выбрасывают мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, на берегах рек, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений. Помимо создания неприглядного пейзажа это приводит к загрязнению, засорению земель, уничтожению плодородного слоя почв земель сельскохозяйственного назначения, наносит существенный вред окружающей среде и здоровью людей.
Из средств местных бюджетов на ликвидацию несанкционированных свалок ежегодно выделяются миллионы рублей. По информации, предоставленной двадцатью шестью субъектами Российской Федерации, в 2015 году эта сумма составила более 500 млн. рублей (Кемеровская область - 23,7 млн. рублей; Томская область - 14,3 млн. рублей; Республика Алтай - 9,9 млн. рублей; Республика Хакасия - 659 тыс. рублей; Свердловская область - 60,2 млн. рублей; Тульская область - 36,1 млн. рублей, Саратовская область - 11,1 млн. рублей).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области обращения с отходами потребления. Так, в соответствии со статьей 8.2 указанного Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Однако ввиду отсутствия в федеральном законодательстве норм, устанавливающих ответственность за несоблюдение обязанности собственников отходов по заключению договора с региональным оператором, обязывающих граждан, юридических лиц соблюдать установленные требования в области обращения с отходами потребления, привлечь к ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами не представляется возможным.
Установление ответственности за невыполнение обязанности по заключению договора с региональным оператором позволит законодательно закрепить ответственность собственников отходов за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в том числе в части несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов.
Проектом закона предлагается право составления протоколов об административных правонарушениях возложить на должностных лиц органов, осуществляющих государственный экологический надзор, а также должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор.
Рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях предлагается возложить на мировых судей, а также органы, осуществляющие государственный экологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы за указанное правонарушение будут поступать в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением по нормативу 100 процентов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" приостановления, признания утратившими силу или внесения изменений в другие акты федерального законодательства не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.