Досье на проект федерального закона
Важнейшим условием инновационных преобразований является практическая реализация новых технологий и процессов. При этом возникает необходимость правового обеспечения отношений между разработчиками научных и научно-технических новаций и их потребителями. Потребитель (заказчик) научной и научно-технической продукции должен быть максимально защищен от риска инвестирования в деятельность "несостоятельной" научной организации, приобретения для внедрения "некачественных" научных и научно-технических разработок, технологий, продукции. Снижение подобного риска в значительной степени обеспечивается проведением государственной научной и научно-технической экспертизы.
Вопрос организации и проведения экспертизы отдельных сфер деятельности решается на основании "отраслевых" федеральных законов, подзаконных актов, методических рекомендаций: вопросы экологической экспертизы регулируются законом "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ, судебно-экспертной - Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ, экспертизы правовых актов на предмет коррупционной компоненты - Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.08.2009 г. N 172-ФЗ. Постановлениями Правительства регламентируются проведение негосударственной экспертизы проектной документации, проведение экспертизы и контроль за вывозом культурных ценностей, экспертизы землеустройства и т.д.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 172-ФЗ следует читать как "17 июля 2009 г."
Нормативно-правовые основы проведения государственной экспертизы в сфере науки были заложены Постановлением Совета Министров РСФСР "О введении государственной экспертизы в сфере науки" от 01.04.1991 г. N 182, предусматривающим необходимость проведения экспертизы на всех этапах реализации и оценки результатов проектов исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетного финансирования.
Вопросы научной и научно-технической экспертизы нашли отражение в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий и контролю" от 20.08.2009 г. N 689, приказе Министерства науки и технической политики Российской Федерации "О создании Федерального реестра экспертов научно-технической сферы" от 19.03.1996 г. N 42.
Указом Президента Российской Федерации "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации" от 12.05.2009 г. N 536 определено, что научно-техническая экспертиза должна осуществляться на принципах системности и своевременности корректировки стратегических национальных приоритетов в области научно-технологического развития.
На необходимость независимой оценки научных исследований и привлечения ведущих экспертных организаций обращается внимание в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Состояние нормативных основ научной и научно-технической экспертизы в Российской Федерации до настоящего времени носит частичный характер при наличии значительных правовых пробелов.
В этой связи, организации, которым приходится заниматься проведением конкурсов на исполнение научных и научно-технических программ и проектов, разрабатывают собственные правила и методические рекомендации экспертизы, устанавливают порядок ее проведения и требования к экспертам, создают собственные экспертные советы. По этому пути пошли фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, а также министерства и ведомства. Собственные правила научной и научно-технической экспертизы разрабатывает Российская академия наук, на которую Федеральным законом "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2013 г. N 253-ФЗ возложена функция эксперта научно-технических государственных программ и проектов, федеральных целевых программ, других научно-технических и социально-экономических программ, стратегий, концепций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 253-ФЗ следует читать как "27 сентября 2013 г. "
Международная практика свидетельствует о том, что вопросы организации и проведения научной, научно-технической экспертизы регулируются национальными правовыми актами.
В 2003 году Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ приняла Модельный закон "О научной и научно-технической экспертизе" (Постановление N 22-17 от 15 ноября 2003 года двадцать второго пленарного заседания) и рекомендовала его для принятия странами содружества. Рекомендациями МПА воспользовались некоторые страны СНГ, а также отдельные регионы России.
Проект федерального закона "О научной и научно-технической экспертизе" подготовлен с учетом основных положений Модельного закона "О научной и научно-технической экспертизе" и предложений участников круглого стола "Правовые аспекты научной и научно-технической экспертизы в Российской Федерации", проведенного Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям в 2013 году.
Проект закона направлен на решение задачи установления правоотношений между субъектами научной и научно-технической экспертизы. В проекте даны толкования основных понятий, используемых при описании научной и научно-технической экспертизы (научная и научно-техническая экспертиза, объект и субъект научной и научно-технической экспертизы, заказчик научной и научно-технической экспертизы, исполнитель (эксперт) научной и научно-технической экспертизы), а также определены права и обязанности субъектов экспертного процесса.
Правовой основой проведения экспертизы является договор между заказчиком и исполнителем научной и научно-технической экспертизы. В договоре определяются: стороны договора, предмет и объект экспертизы, условия проведения экспертизы, права и обязанности сторон, сроки проведения экспертизы, порядок расчетов, условия, влияющие на изменение или прекращение договорных отношений, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, другие существенные для сторон условия.
При проведении научной и научно-технической экспертизы исполнитель (эксперт) независим в выборе методов проведения экспертизы. Исполнитель (эксперт) дает заключения по объектам экспертизы, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Проведение научной и научно-технической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, если иное не будет согласовано при заключении договора на проведение научной и научно-технической экспертизы.
Принятие Федерального закона "О научной и научно-технической экспертизе" позволит создать единую правовую систему научной и научно-технической экспертизы, решить первоочередные вопросы правоотношений между участниками экспертного процесса и будет способствовать активизации технологических преобразований, внедрений современных технологий и процессов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О научной и научно-технической экспертизе"
Принятие проекта федерального закона "О научной и научно-технической экспертизе" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О научной и научно-технической экспертизе"
Принятие проекта федерального закона "О научной и научно-технической экспертизе" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.