Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(по вопросу права законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации)
внесен депутатом Государственной Думы Я.В. Зелинским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел названный законопроект, по которому является соисполнителем, в части, относящейся к предмету своего ведения.
Законопроектом предлагается наделить членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы избранных и выдвинутых от данного субъекта Российской Федерации правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти в субъекте Российской Федерации, посредством предоставления правомочий по внесению проектов законов субъектов Российской Федерации и поправок к ним в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В обоснование внесения вышеобозначенных изменений субъектом законодательной инициативы в пояснительной записке указывается на необходимость создания дополнительных законодательных механизмов, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие органов представительной власти всех уровней.
Комитет, рассмотрев указанную законодательную инициативу, считает необходимым подчеркнуть следующее.
В силу статей 72 и 73 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительный перечень субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, в связи с чем дополнительное правовое регулирование отношений в данной сфере представляется излишним. Полагаем также, что закрепленный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации не только воспроизводит федеральную модель субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации), но и является обоснованным с правовой точки зрения. При этом право законодательной инициативы депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительного органа местного самоуправления является основной формой его деятельности и одновременно гарантией данной деятельности; высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является не только главой субъекта Российской Федерации и представляет его в отношениях с различными органами государственной власти, но и является одним из основных участников законодательного процесса в субъекте Российской Федерации (статья 8 Федерального закона), в связи с чем указание на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в качестве субъекта права законодательной инициативы в статье 6 названного законоположения отражает характер исполняемых им государственно-властных полномочий.
Кроме того, по смыслу положений подпункта "б" пункта 1 статьи 5 и подпункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, при этом одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона).
Учитывая изложенное, предложение автора о наделении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы как избранного представителя народа в федеральном органе государственной власти правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не может быть поддержано в связи с тем, что дальнейшая конкретизация положений законодательства в вопросе определения субъектов права законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации, а именно их регламентация на федеральном уровне, на наш взгляд, может привести к ограничению права субъекта Российской Федерации на самостоятельное регулирование данного вопроса, что представляется недопустимым.
Кроме того, важно подчеркнуть, что член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут поддерживать связь с избирателями не только в конкретном субъекте Российской Федерации.
Необходимо отметить, что отсутствие в законодательной инициативе закрепления понятия "депутаты Государственной Думы, избравшиеся от соответствующего субъекта Российской Федерации", а также механизма реализации предлагаемых изменений допускает неоднозначное толкование положений законопроекта, что может привести к противоречивой правоприменительной практике.
Также следует отметить, что 11 ноября 2015 года Государственной Думой при рассмотрении в первом чтении аналогичный проект федерального закона N 794559-6 "О внесении изменений в Федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" был отклонен (Постановление Государственной Думы N 7545-6 ГД).
Утверждено на заседании Комитета "14" апреля 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.