Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1074386-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела"
Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 151 Федеральное архивное агентство (Росархив) напрямую переподчинено Президенту Российской Федерации. В этой связи необходимо внести изменения в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность Федерального архивного агентства.
В настоящее время такими законодательными актами являются:
- Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
В настоящее время сложилась ситуация при которой современный российский арт-рынок находится в сложном состоянии: ведущие галереи и негосударственные музеи закрываются, новые коллекции не создаются, на международных ярмарках практически отсутствует предметы современного искусства из России, аукционы не проводятся, российские художники не приглашаются к участию в знаковых международных выставочных проектах.
Один из первостепенных факторов, препятствующий развитию отечественного художественного контекста и цивилизованного арт-рынка, это существующая законодательная база в отношении ввоза и вывоза произведении искусства.
В этой связи проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела" предлагается внести изменение в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которым таможенные сборы за таможенные операции не будут взиматься, в том числе в отношении культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза негосударственными музеями в целях их экспонирования, а также при завершении действия указанных процедур помещением товаров под процедуру реэкспорта и реимпорта товаров, соответственно. В настоящее время такое освобождение предоставляется только российским государственным или муниципальным музеям.
Следует отметить, что на сегодняшний день редакция Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон) в большей степени устарела.
Законом используется устаревшая терминология, отсутствует регулирование различных правоотношений, в частности, оборота культурных ценностей, созданных менее 100 лет назад. Государственное регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей осуществляется упраздненными государственными органами.
Ведущими экспертами отмечается крайне неудовлетворительное состояние правоприменительной практики по данному Закону.
Предлагаемые изменения в Закон подготовлены исходя из необходимости актуализации процедуры перемещения культурных ценностей через границу Российской Федерации. Основные новеллы Закона:
- разделение компетенций между Министерством культуры Российской Федерации и Федеральным архивным агентством, в части государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей, созданных более и менее 100 лет назад;
- создание перечней культурных ценностей, созданных более и менее 100 лет назад, а также реестров экспертов, осуществляющих экспертизу таких культурных ценностей;
- актуализация отдельных положений Закона требованиям, установленных действующим законодательством.
Законопроектом по-прежнему полностью гарантируется сохранность культурных ценностей, имеющих особое значение для страны, устанавливая перечень культурных ценностей, которые не подлежат вывозу. Вместе с тем указанные культурные ценности могут временно вывозиться для организации выставок, презентаций, осуществления реставрационных работ и научных исследований, театральной, концертной и иной артистической деятельности, для проведения религиозных обрядов и церемоний и в иных необходимых случаях.
Произведения искусства признаются культурной ценностью на основании их художественной значимости вне зависимости от действующего нынче возрастного ограничения.
Для развития внутрироссийского художественного контекста и внутреннего рынка разрешен ввоз культурных ценностей физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, без каких-либо ограничений. Свободное обращение произведений искусства повлечет за собой присутствие в стране аукционных домов, формирование коллекций, открытию негосударственных музеев и галерей.
Для вывоза культурных ценностей, созданных более 100 лет назад, и культурных ценностей, созданных менее 100 лет назад, сформулированы различные правила.
Законопроект обеспечивает возможность свободного гарантированного вывоза ввезенных культурных ценностей. На сегодняшний день большое количество частных коллекционеров не ввозят уникальные, очень разнообразные по стилям и направлениям собрания в Россию исключительно потому, что не уверены в возможности их последующего вывоза не только с целью продажи, но и для участия в выставках в ведущих мировых музеях.
Кроме того законопроектом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности Кодекс дополнятся статьей 23.85 закрепляющей за органами, осуществляющими функции по государственному надзору в сфере архивного дела полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 13.20 "Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов".
Проектом закона также увеличиваются штрафы за нарушения в указанной области. Следует отметить, что увеличение суммы штрафов не происходило по указанной статье с 2007 года.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", предусматривающие закрепление за органами, осуществляющими функции по государственному надзору в сфере архивного дела полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, а также вносятся различные юридико-технические изменения.
Законопроектом предполагается срок вступления в силу 1 января 2017 г., что является достаточным сроком для подготовки и опубликования всех необходимых нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке временного вывоза культурных ценностей и его продления";
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке создания Межведомственной комиссии по передаче культурных ценностей, приема и передачи материалов по перечню культурных ценностей находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Федерального архивного агентства";
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра аттестованных экспертов по культурным ценностям, и о составе сведений, включаемых в него";
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения экспертизы культурных ценностей";
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке аттестации экспертов по культурным ценностям на право осуществления экспертизы культурных ценностей созданных более или менее 100 лет назад и о требованиях к ним";
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке и размерах оплаты услуг экспертов по культурным ценностям";
постановление Правительства Российской Федерации "О Межведомственном совете по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей";
- постановление Правительства Российской Федерации "О Порядке осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации "О составе Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей".
2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
- Приказ Минкультуры России "О форме удостоверения эксперта по культурным ценностям, созданных более 100 лет назад";
- Приказ Росархива ""О форме удостоверения эксперта по культурным ценностям, созданных менее 100 лет назад";
- Приказ Минкультуры России "О форме свидетельства на право вывоза культурных ценностей, созданных более 100 лет назад";
- Приказ Росархива "О порядке принятия решений (согласования) о возможности вывоза культурных ценностей, созданных менее 100 лет назад";
- Приказ Росархива "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным архивным агентством государственной функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.