Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен на основе предложений, сформулированных рабочей группой по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, образованной в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 февраля 2016 г. N 27-рп.
Проект федерального закона направлен на формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, исключение возможностей для давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования.
Проектом федерального закона предусматривается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие:
расширение сферы действия статьи 76.1 "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности" Уголовного кодекса Российской Федерации, снижение размера денежного возмещения, подлежащего перечислению в федеральный бюджет в соответствии с частью второй названной статьи и являющегося основанием для освобождения от уголовной ответственности;
увеличение размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, а также размера ущерба, являющегося основанием для отнесения преступлений в указанной сфере к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере;
увеличение пороговой суммы неуплаченного налога (сбора) для целей возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях;
установление процедуры возврата документов и материалов, изъятых у граждан и организаций в ходе производства по уголовному делу;
допуск нотариуса к предпринимателю, заключенному под стражу или находящемуся под домашним арестом.
Проектом федерального закона также предусматриваются изменения, направленные на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 32-П, которым выявлены отдельные неконституционные аспекты регулирования уголовной ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом существенного изменения параметров экономической деятельности в стране принятие федерального закона позволит:
создать реальные условия для компенсации ущерба, причиненного неправомерными действиями предпринимателей, и освобождения их от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности;
обеспечить дополнительные процессуальные гарантии защиты прав предпринимателей и их бизнес-интересов в период производства по уголовному делу;
предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование предпринимателей.
На проект федерального закона представлены официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации проект федерального закона поддержан. Верховным Судом Российской Федерации при общей положительной оценке высказаны три замечания содержательного характера.
Первое касается того, что крупный и особо крупный размеры применительно к мошенничеству, ответственность за которое установлена общими нормами (частями первой - четвертой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), мошенничеству в сфере предпринимательской деятельности, ответственность за которое проектом федерального закона предлагается предусмотреть в частях пятой - седьмой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, и мошенничеству, ответственность за которое предусмотрена иными специальными нормами, по-прежнему будут существенно различаться.
Между тем Верховным Судом Российской Федерации не принят во внимание тот факт, что мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат (пособий, компенсаций, субсидий), с использованием платежных карт, в сфере страхования, а также в сфере компьютерной информации не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности и, как правило, совершается физическими лицами. В связи с этим разница в определении крупного и особо крупного размера является обоснованной и не противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 32-П.
Второе замечание касается предложения о введении в часть пятую статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательного признака преступления - причинение значительного ущерба. Соглашаясь с Верховным Судом Российской Федерации в том, что данный критерий является оценочным, одновременно следует отметить, что он будет пороговым для привлечения лица к уголовной ответственности по части пятой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Иными словами, мошенничество в сфере предпринимательской деятельности на сумму менее 10 тыс. рублей не будет признаваться преступным деянием. При превышении же этой суммы следователь, прокурор, суд должны будут оценить целесообразность привлечения лица к уголовной ответственности на основании изучения всех обстоятельств дела.
Верховный Суд Российской Федерации также указывает на то, что предлагаемые в проекте федерального закона показатели, определяющие значительный ущерб, крупный и особо крупный размер для частей пятой - седьмой статьи 159, а также для статей 159.1, 159.3, 159.5 и 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, не корреспондируются с аналогичными показателями, содержащимися в проектах федеральных законов N 953369-6 и 953398-6, принятых Государственной Думой в первом чтении.
Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации не согласились с предложенными показателями и представили к названным законопроектам соответствующие поправки, идентичные предложениям, содержащимся в проекте федерального закона.
Недочеты юридико-технического характера, отмеченные Верховным Судом Российской Федерации, устранены.
В соответствии с требованиями части второй статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и статьи 12.1 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" проект федерального закона вносится одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.