Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1083531-6 "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект), разработан в целях повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и обусловлен необходимостью приведения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в соответствии со складывающейся судебной практикой и практикой работы судебных приставов.
На сегодняшний день индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производят судебный пристав-исполнитель и организации или лица, выплачивающие должнику периодические платежи.
При этом организации и лица, выплачивающие должнику периодические платежи, производят индексацию алиментов исключительно в случаях, если соответствующий исполнительный документ поступил к ним непосредственно от взыскателя.
В остальных случаях индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производит судебный пристав-исполнитель, в том числе в случаях, если исполнительное производство о взыскании алиментов окончено в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей (пункт 8 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).
В целях обеспечения своевременной индексации алиментов и, соответственно, своевременной их выплаты, законопроектом предлагается возложить на организации и лиц, выплачивающих должнику периодические платежи, обязанность по индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, не только в случаях получения исполнительного документа непосредственно от взыскателя, но и в случаях получения исполнительного документа или его копии от судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации установлены основания, когда выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается. В этой связи законопроектом предлагается указанные основания также закрепить в части 2 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Поскольку зачастую после наступления оснований для прекращения исполнительных производств остается непогашенной задолженность по алиментам, законопроектом предлагается установить, что основанием для возбуждения исполнительного производства о взыскании образовавшейся суммы задолженности по алиментам будет являться постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментным обязательствам.
Для мотивации должников к добросовестному исполнению исполнительного документа, содержащего требования периодического характера (имущественного и неимущественного), законопроектом предлагается установить, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае самостоятельного исполнения должником в течение не менее трех месяцев в полном объеме требований по выплате периодических платежей, содержащихся в исполнительном документе, и при отсутствии задолженности по ним, требований по периодическому исполнению обязательств неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.
В целях исключения случаев необоснованного присвоения денежных средств, причитающихся взыскателю, законопроектом предлагается установить, что взысканные денежные средства перечисляются взыскателю судебным-приставом-исполнителем, банком или иной кредитной организацией, лицами, выплачивающими должнику заработную плату и иные периодические платежи, исключительно на банковский счет взыскателя.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
В этой связи законопроектом предлагается в статье 98 Закона об исполнительном производстве увеличить сумму долга, при которой судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, с десяти тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей.
Сложившаяся в настоящее время практика рассмотрения жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов позволяет сделать вывод о том, что подача жалобы в порядке подчиненности является наиболее оптимальной с точки зрения экономии времени и возможности дальнейшей защиты прав и законных интересов подающего ее лица.
Оспаривание постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке требует знания особенностей процессуального порядка их подачи и рассмотрения.
В этой связи для обращения в суд и ведения дела гражданам и организациям зачастую требуется юридическая помощь, оказываемая, как правило, на коммерческой основе.
В то же время требования к жалобе в порядке подчиненности являются минимальными по сравнению с процессуальными правилами подачи и рассмотрения аналогичных жалоб в судебном порядке. В силу этого подача жалобы в порядке подчиненности обычно не требует специальных познаний и обращения за юридической помощью.
В этой связи законопроектом предлагается предусмотреть возможность оспаривания постановлений, вынесенных судебными приставами-исполнителями, и другими должностными лицами службы судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительных документов, только после обжалования данных постановлений, действий (бездействия) в порядке подчиненности.
Предлагаемый законопроектом порядок обжалования должностных лиц на сегодняшний день уже предусмотрен налоговым законодательством Российской Федерации (статья 138 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом законопроектом предлагается установить, что оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть оспорена только в судебном порядке, поскольку ни судебный пристав-исполнитель, ни должностные лица службы судебных приставов, которым обжалуются в порядке подчиненности результаты оценки, не обладают специальными познаниями в области оценки имущества. В этой связи рассмотрение данного вопроса целесообразно осуществлять только в судебном порядке с привлечением специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (оценщиков).
Реализация предлагаемых законодательных инициатив позволит существенно сэкономить ресурс времени на рассмотрение жалоб, не потребует каких-либо затрат, связанных с уплатой государственной пошлины, судебных расходов и издержек по оплате услуг представителей, а также сохраняет право сторон исполнительного производства на последующее обращение в суд с жалобой по тем же основаниям после обжалования постановлений, вынесенных судебными приставами-исполнителями, и другими должностными лицами службы судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительных документов, в порядке подчиненности.
Кроме того, предлагаемый законопроектом порядок обжалования постановлений судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) будет способствовать созданию благоприятных условий для сторон исполнительного производства и иных лиц, чьи права и интересы нарушены, для урегулирования споров без обращения в суд, а также снижению нагрузки на судебную систему и обеспечению последовательности досудебной и судебной стадий разрешения споров.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.