Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1081046-6 "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)" подготовлен в рамках исполнения Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, заключенного 30 декабря 2013 г.
Конвенция о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенция N 139) принята на 59-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 24 июня 1974 г. в г. Женеве и вступила в силу 10 июня 1976 г.
В Конвенции N 139 установлены требования по обеспечению охраны труда и здоровья работников, занятых на работах, связанных с применением канцерогенных веществ и агентов, а также контроля за использованием таких веществ.
Конвенцией N 139 предусматривается необходимость определения канцерогенных веществ и агентов, применение которых на рабочих местах запрещено, подлежит разрешению или контролю, и мер по защите работников от их воздействия, информирования работников об имеющихся профессиональных рисках, а также обеспечения соответствующих медицинских обследований и другие требования.
Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции N 139 показал, что законодательство Российской Федерации соответствует ее основным положениям. Конвенция N 139 не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и ее ратификация не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Положения Конвенции N 139 соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующим вопросы охраны труда, положениям законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устанавливающим в том числе канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности, а также нормативным правовым актам в сфере охраны здоровья граждан.
Законодательством Российской Федерации для работников, занятых на работах, связанных с применением канцерогенных веществ и агентов, предусмотрены предварительные (при поступлении на работу) и обязательные периодические профилактические медицинские осмотры. По окончании трудовой деятельности контроль за состоянием здоровья осуществляется в рамках диспансеризации в целях профилактики социально значимых заболеваний, к которым отнесены в том числе злокачественные новообразования.
В законодательстве Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлены требования по минимизации или полному исключению контакта работника с канцерогенными веществами и агентами, а также по организации контроля за использованием таких веществ.
Система регистрации канцерогенных веществ или агентов создана и ведется Роспотребнадзором в виде перечня канцерогенных факторов, актуализированного с международными реестрами.
Система регистрации работников, подвергающихся рискам воздействия канцерогенных веществ, организована в рамках периодических медицинских осмотров в период трудовой деятельности, и в рамках диспансеризации после ее окончания, а система регистрации канцерогеноопасных производств осуществляется посредством санитарно-гигиенической паспортизации, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
Согласно положениям Конвенции N 139 и в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" она подлежит ратификации.
Ратификация Конвенции N 139 не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку соответствующие требования уже содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и, как следствие, реализуются субъектами трудовых отношений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ратификация Конвенции N 139 будет способствовать признанию достижений Российской Федерации в сфере защиты жизни и здоровья работников от воздействия канцерогенных веществ и агентов при осуществлении трудовой деятельности, укрепит авторитет Российской Федерации на международном уровне, позволит эффективно обмениваться опытом в указанной сфере с развитыми странами Евросоюза и другими государствами, ратифицировавшими Конвенцию N 139.
Проект федерального закона не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции N 139)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.