Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 ноября 2015 г. N 3.5-03/2012
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(проект N 887059-6)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 ноября 2015 года, Комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был разработан и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы Российской Федерации А.Г. Аксаковым, А.В. Скочем, С.В. Кривоносовым. Законопроект разработан в связи с введением на финансовом рынке Российской Федерации нового инструмента - клирингового сертификата участия, а также в целях устранения недостатков законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе правоприменительной практики налогообложения ценных бумаг. При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении было изменено его наименование.
Законом вносятся изменения в три главы Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс): глава 21 Налог на добавленную стоимость, глава 23 Налог на доходы физических лиц, глава 25 Налог на прибыль организаций.
Законом предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче имущества в имущественный пул клиринговой организации либо возврату имущества из данного пула. Также установлены особенности отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) клиринговыми организациями при осуществлении функций центрального контрагента и оператора товарных поставок, а также при исполнении допущенных к клирингу обязательств.
В соответствии с Законом устанавливаются особенности порядка определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при осуществлении урегулирования взаимных требований вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) второй части РЕПО в случае, если предметом данного договора являются клиринговые сертификаты участия.
Предусмотрены особенности определения рыночной стоимости сертификатов и расходов продавца по первой части РЕПО в случае не выкупа сертификатов по второй части РЕПО, которые определяются исходя из номинальной стоимости клиринговых сертификатов, установленной клиринговой организацией, выдавшей сертификаты.
В части налога на прибыль организаций дополнен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков. К таковым теперь относятся доходы:
в виде клиринговых сертификатов участия, полученных от клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, а также в виде имущества, полученного от клиринговой организации при погашении принадлежащих налогоплательщику клиринговых сертификатов;
в виде дивидендов, получаемых организацией по привилегированным акциям банков, приобретенным путем оплаты этих акций облигациями федерального займа;
доходов в виде дивидендов, получаемых организацией по обыкновенным акциям банков, приобретенным в результате осуществления мены требований организации по договорам субординированного займа на обыкновенные акции банков или конвертации субординированных облигаций банков в обыкновенные акции банков;
купонного дохода по облигациям федерального займа, переданным организацией банкам по договорам субординированного займа.
Определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия.
Установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации, а также в виде клиринговых сертификатов участия, предъявленных к погашению.
Кодексом предусмотрена формула расчета суммы налога на прибыль организаций, подлежащего уплате налогоплательщиком-получателем дивидендов, в которой применяются показатели Д1 - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению российской организацией в пользу всех получателей и Д2 - общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах не учитываемая ранее в расчетах. В соответствии с Законом значения указанных показателей должны быть доведены до сведения налогового агента российскими организациями, которые выплачивают доходы в виде дивидендов не позднее дня их выплаты в одной или нескольких из следующих форм: электронного документа, документа на бумажном носителе, на официальном сайте российской организации, дополнительной информации, содержащейся в платежном документе на перечисление дивидендов.
Расширяется список счетов, на которые налоговые агенты осуществляют выплаты доходов в виде дивидендов по акциям.
Вводится новая норма, согласно которой в целях исчисления налога на прибыль не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг следующие операции:
погашение клиринговых сертификатов участия при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации;
передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выдаваемых такой клиринговой организацией клиринговых сертификатов участия.
Законом устанавливается особый порядок определения налоговой базы при ненадлежащем исполнении второй части РЕПО, если предметом договора репо являются клиринговые сертификаты. В этом случае рыночная стоимость клиринговых сертификатов участия определяется исходя из номинальной стоимости таких сертификатов, которая определяется клиринговой организацией, выдавшей эти сертификаты, а доходы (убытки) от реализации клиринговых сертификатов участия, не выкупленных по второй части РЕПО, и расходы продавца по первой части РЕПО признаются равными номинальной стоимости таких сертификатов.
Уточняется порядок налогообложения налогом на прибыль организаций при осуществлении операций займа. Установлено, что при передаче облигаций федерального займа, внесенных Российской Федерацией в качестве имущественного взноса в имущество организации, осуществляющей в соответствии с федеральным законом функции по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также в субординированные займы банкам при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков для целей определения процентов по договору займа, стоимость ценных бумаг, переданных по договору займа, принимается равной их номинальной стоимости.
В соответствии с действующей нормой Кодекса срок договора займа, выданного ценными бумагами, не должен превышать один год. Указанная норма не будет применяться к указанным облигациям федерального займа. Также по истечении одного года не будет возникать у налогоплательщиков обязанности учета доходов (внереализационных доходов) по указанным облигациям федерального займа.
Установлено, что при получении банками по договору субординированного займа облигаций федерального займа, сумма процентов, подлежащих уплате заемщиком по договору займа, включается в состав внереализационных расходов в размере, уменьшенном на сумму купонного дохода по указанным облигациям, не признаваемого доходом заемщика.
Законом предусмотрено, что при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются:
в доходах - денежные средства и иное имущество, внесенные в имущественный пул клиринговой организации;
в расходах - денежные средства и иное имущество, которые переданы участнику клиринга клиринговой организацией при погашении клиринговых сертификатов участия.
Определено, что доходы от погашения клиринговых сертификатов участия не признаются доходами от источников в Российской Федерации.
С учетом правоприменительной практики Законом предусмотрены изменения действующих положений Кодекса в части исчисления и уплаты налоговым агентом налога на прибыль организаций с доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, которые учитываются на соответствующих счетах депо. Аналогичные нормы предусмотрены для исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Для некоторых положений Закона установлен иной срок вступления их в силу.
В своем заключении Правовое управление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что к Закону имеется ряд замечаний правового и юридико-технического характера. Также Счетной палатой Российской Федерации были высказаны замечания к законопроекту.
В результате проведенной антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.