Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается в отдельном федеральном законе урегулировать отношения, связанные с проведением государственной кадастровой оценки в Российской Федерации. При этом положения о государственной кадастровой оценке, содержащиеся в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сохраняются. В связи с этим отмечаем, что предлагаемые в проекте положения вступают в противоречие с положениями указанного Федерального закона, например, предусматривают иное определение понятия "кадастровая стоимость", иной порядок осуществления государственной кадастровой оценки, не предусматривают утверждение федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости.
Представляется целесообразным непосредственно в предлагаемом определении понятия "государственная кадастровая оценка" обозначить основные цели проведения (предмет) государственной кадастровой оценки, а в предлагаемом определении понятия "кадастровая стоимость" указать, в отношении каких объектов оценки она устанавливается.
В пункте 2 части 1 статьи 7 проекта следует уточнить, о каких случаях определения кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости идет речь, поскольку определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости осуществляется и в соответствии с пунктом 1 данной части. Аналогичное замечание относится к положениям статьи 16 проекта.
В пункте 2 статьи 8 проекта на бюджетное учреждение, осуществляющее определение кадастровой стоимости, возлагается обязанность "исследовать документацию, необходимую для определения кадастровой стоимости", в связи с чем следует уточнить, что относится к документации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
В положениях статьи 9 проекта необходимо уточнить, применяются ли к федеральному государственному надзору за деятельностью, связанной с определением кадастровой стоимости, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Если они в данном случае не применяются, то соответствующие изменения необходимо внести в положения статьи 1 данного Федерального закона.
В положениях статьи 10 проекта необходимо уточнить, кто понимается под работниками бюджетного учреждения, привлекаемыми к определению кадастровой стоимости, но не осуществляющими непосредственно определение кадастровой стоимости и не подписывающими отчет об итогах государственной кадастровой оценки. В связи с этим в пункте 2 части 2 данной статьи требуется уточнить также, что понимается под "опытом работы в бюджетном учреждении, связанным с определением кадастровой стоимости".
Обращаем внимание, что положения части 1 статьи 6 и части 1 статьи 11 проекта дублируют друг друга.
В статьях 11 и 13 проекта необходимо уточнить, может ли государственная кадастровая оценка проводиться в отношении только части объектов недвижимости соответствующего вида, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, например, расположенных на территории только одного или нескольких муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 проекта решение о проведении государственной кадастровой оценки должно содержать "год проведения работ по определению кадастровой стоимости", при этом в соответствии с частью 1 статьи 12 проекта подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. В связи с этим неясно, является ли подготовка к проведению государственной кадастровой оценки частью проведения работ по определению кадастровой стоимости. Кроме того, из положений статей 12 и 13 проекта неясно, относится ли запрос перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, к действиям по подготовке к проведению государственной кадастровой оценки.
Полагаем, что части 1 и 2 статьи 13 проекта нуждаются во взаимном согласовании по вопросу о том, на основании чего органом регистрации осуществляется формирование и предоставление уполномоченному органу субъекта Российской Федерации перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее также - перечень).
В положениях частей 7 и 8 статьи 13 проекта следует уточнить, что понимается под "обработкой перечня для целей определения кадастровой стоимости", "размещением обработанного перечня на сайте в сети "Интернет".
Полагаем необходимым уточнить, в чем заключается отличие запроса о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, направляемого бюджетным учреждением в соответствии с частями 6 и 7 статьи 14 проекта, от одноименного запроса, направляемого бюджетным учреждением в соответствии с частями 4 и 5 статьи 12 проекта.
В части 12 статьи 14 проекта представляется неясной цель направления бюджетным учреждением промежуточных отчетных документов в орган регистрации прав, учитывая, что такие документы уже имеются в распоряжении органа регистрации, который ранее производил их согласование (см. части 9-11 данной статьи).
В пункте 4 части 3 статьи 15 проекта представляется более правильным говорить о размещении органом регистрации прав извещения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в фонде данных государственной кадастровой оценки (а не на информационных щитах органа регистрации прав).
В части 1 статьи 19 проекта представляется необходимым уточнить, что понимается под "индексом рынка недвижимости", в частности, значение формулировки "для целей мониторинга изменения конъюнктуры рынка недвижимости".
Полагаем, что части 15 и 16 статьи 21 проекта нуждаются во взаимном согласовании относительно срока, в течение которого бюджетным учреждением должно быть рассмотрено обращение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и вынесено соответствующее решение.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности включения в состав комиссии, рассматривающей обращения об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, также и лица, представляющего интересы граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (часть 7 статьи 22 проекта).
В пункте 2 части 8 статьи 22 проекта полагаем необходимым уточнить, в каких случаях заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может подаваться лицом, не обладающим правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются (см. часть 1 данной статьи).
В статье 5 и пункте 6 части 1 статьи 7 проекта следует использовать условные наименования федеральных органов исполнительной власти, предусмотренные соответственно Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.