Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования процедур определения кадастровой стоимости.
Законопроектом предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков и передать полномочия по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые могут быть вновь созданные или наделенные соответствующими полномочиями субъектами Российской Федерации учреждения, которые будут на постоянной основе осуществлять мониторинг рыночных цен и определение кадастровой стоимости на основе единой методики, разрабатываемой Правительством Российской Федерации.
В данном законопроекте предлагается отнести к функциям бюджетных учреждений, среди прочего, предоставление детальных разъяснений по определенной кадастровой стоимости, рассмотрение обращений физических и юридических лиц, в том числе об исправлении ошибок и т.д.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Подчеркивая актуальность законодательных инициатив, подготовленных в целях повышения эффективности и качества кадастровых работ на территории Российской Федерации в данном законопроекте, согласно финансово-экономическому обоснованию, предлагается дополнительное финансирование мероприятий по организации государственной кадастровой оценки за счет средств бюджетных источников в объеме около 1105 млн. рублей для всех субъектов Российской Федерации, при этом средние совокупные расходы составят около 13 млн. рублей в год для одного субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В современных условиях дефицита бюджетов большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований страны данные расходы представляются недостаточно обоснованными с учетом действия норм Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем, законопроектом 1050541-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, С.Ю. Фабричным, У.М. Умахановым, Н.В. Панковым, Г.К. Сафаралиевым, Н.В. Герасимовой, П.И. Пимашковым, М.М. Галимардановым, В.Б. Кидяевым, предполагается, среди прочего, внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в целях оптимизации механизма реализации государственной регистрации недвижимости и не предполагает дополнительных затрат на реализацию установленных законодательством Российской Федерации норм в данной сфере.
Проектируемые нормы представленного законопроекта (статьи 19, 20) предусматривают изменение кадастровой стоимости, определенной после исправления ошибок, допущенных при её определении лишь в сторону понижения.
Однако, поскольку кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который, согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, является одним из основных доходов муниципальных образований, зачисляемых в местные бюджеты по нормативу 100 процентов, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, определяют экономический интерес не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.
В связи с этим представляется необходимым изменение кадастровой стоимости с учетом принципа экономической объективности и обоснованности на основании мониторинга рыночной ситуации в данной сфере соразмерно допущенной ошибке при определении кадастровой стоимости соответствующим бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.
Согласно проектируемым нормам статьи 22 законопроекта в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости входят один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по защите прав, а также могут входить представители иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.
При этом, в целях расширения гражданского представительства для защиты интересов физических лиц представляется целесообразным участие в составе данной комиссии, наряду с широким представительством предпринимательского сектора, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, представителя Общественной палаты, общественной инспекции и др., в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах Общественного контроля в Российской Федерации".
В связи с вышеизложенным Комитет считает возможным поддержать указанный законопроект с учетом указанных предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.