Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке", внесенный Правительством Российской Федерации (далее также - законопроект), предлагает осуществлять правовое регулирование государственной кадастровой оценки в отдельном законодательном акте.
В настоящее время проведение государственной кадастровой оценки и определение в результате такой оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности). Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками. В качестве оценщиков выступают физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности.
Законопроектом предлагается изменить существующий подход к проведению государственной кадастровой оценки посредством передачи полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут создаваться субъектами РФ. К функциям государственных бюджетных учреждений предполагается отнести, в том числе, предоставление разъяснений по определенной кадастровой стоимости, рассмотрение обращений об исправлении технических и методологических ошибок, осуществление постоянного мониторинга и обработки данных рынка недвижимости, сбор, обработку, систематизацию и накопление сведений об объектах недвижимости. Полномочия по экспертизе проекта отчета об определении кадастровой стоимости, подготовленного работниками бюджетных учреждений, предоставлены органу регистрации прав.
Определение кадастровой стоимости предлагается осуществлять на основании единой методики, содержащейся в методических указаниях, которые должны быть разработаны федеральным органом по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой оценки.
Комитет отмечает следующие недостатки законопроекта.
Законопроект предусматривает проведение очередной и внеочередной кадастровой оценки. Внеочередная кадастровая оценка проводится, если ежеквартальный индекс рынка недвижимости, определяемый органом нормативно-правового регулирования, понижается на 30 и более процентов. При этом в отличие от очередной оценки, размещение проекта отчета об оценке и представление замечаний на проект отчета не осуществляется.
Законопроект возлагает основную нагрузку по определению кадастровой стоимости (исходя из которой определяется налогооблагаемая база в отношении отдельных видов недвижимого имущества) на бюджетные учреждения и его работников. При этом законопроект не предусматривает положений об ответственности бюджетного учреждения (в частности, за соблюдение периодичности проведения оценки, сроков подготовки отчета).
Законопроект предусматривает положения об осуществлении органом регистрации прав государственного надзора за деятельностью по определению кадастровой стоимости. При этом субъект, в отношении которого проводятся проверки, прямо не определен, а основания и пределы проведения соответствующих проверок, а также их периодичность не раскрыты в проекте.
Законопроект изменяет существующие подходы к оспариванию кадастровой стоимости. Исправление ошибок в определении кадастровой стоимости будет осуществляться бюджетным учреждением, его решение может быть обжаловано в суд.
Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости при установлении его рыночной стоимости осуществляется в комиссии, которая может создаваться в субъекте РФ и должна включать в себя представителей предпринимательского сообщества, или в суде. Целесообразно уточнить, при каком именно органе формируются комиссии. Также возможно рассмотреть вопрос о рассмотрении в комиссии заявления об исправлении ошибок в результате определения кадастровой стоимости.
Кроме того, законопроект предусматривает механизм пересчета кадастровой стоимости по результатам исправления ошибок бюджетным учреждением. Представляется необходимым установление порядка пересчета кадастровой стоимости в результате исправления ошибок по решению суда, а также возможности проведения внеочередной оценки при существенном изменении по решению суда кадастровой стоимости объекта недвижимости при установлении его рыночной стоимости.
Положения законопроекта предложено ввести в действие с 1 января 2017 года. При этом с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года предлагается установить переходный период, в течение которого субъект РФ самостоятельно решает: осуществлять кадастровую оценку по новому закону или по правилам Федерального закона об оценочной деятельности. Согласно сопроводительным материалам к законопроекту для реализации механизма, заложенного в законопроекте, необходимо разработать 15 нормативных правовых актов, в том числе методические указания по определению кадастровой стоимости, являющиеся системообразующим актом для определения кадастровой стоимости.
Комитет также обращает внимание, что принятие рассматриваемого законопроекта повлечет необходимость уточнения положений Налогового кодекса Российской Федерации в части положений о кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, целесообразно перенести срок вступления в силу законопроекта на более поздний.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1060652-6 "О государственной кадастровой оценке", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом его последующей доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.