Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1092225-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В 2013 году Роспотребнадзор обнародовал данные, согласно которым Россия вышла на первое место в Европе по количеству детских суицидов. Основной причиной сложившейся ситуации было официально названо пагубное влияние Интернета на несформировавшуюся подростковую психику. Чаще всего совершали самоубийства не дети, имевшие существенные социально-психологические, материальные проблемы, а именно жертвы жестокой пропаганды.
По информации Следственного комитета России, только за пять месяцев 2015 года число детских суицидов возросло на 28 процентов, зафиксировано более 270 случаев. Результаты соответствующих расследований подтвердили, что самоубийства среди подростков зачастую обусловлены их общением в Интернете. Множество закрытых групп в социальных сетях буквально заманивает в свои сообщества школьников, внушая им мысли о собственной никчемности, недостойности для окружающего мира и бессмысленности дальнейшего существования.
В соответствии с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
По информации Роспотребнадзора, с 1 ноября 2012 года по 1 февраля 2016 года специалистами ведомства была проведена экспертиза 8378 ссылок на страницы сайтов в сети Интернет, из них по 8219 ссылкам (98,09%) были приняты решения о наличии на страницах сайтов запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению, и лишь 159 решений (1,89%) - об отсутствии запрещенной информации. Тем не менее, существенной проблемой в пресечении деятельности опасных информресурсов остается весьма слабая система санкций, действующих в отношении лиц, подстрекающих к самоубийству. За призыв к суициду среди несовершеннолетних законодательство предусматривает лишь административную ответственность. Зачастую владельцы "сайтов смерти" "отделываются" только незначительными штрафами, а спустя время создают новые, аналогичные информационные ресурсы.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность только за "доведение до самоубийства", совершенное путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. В тоже время законодательство большинства стран ЕС рассматривает не только "доведение до самоубийства", но и подстрекательство и пособничество в самоубийстве как уголовно-наказуемые деяния, выделенные в отдельный состав преступления.
В частности, уголовная ответственность за подстрекательство и пособничество в самоубийстве предусмотрена в Австрии, Алжире, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Испании, Италии, Канаде, Швейцарии, Франции.
Настоящий законопроект дополняет Уголовный кодекс РФ статьей 110.1 "Склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства". Устанавливается, что склонение лица к самоубийству путем уговора, подкупа, обмана, предоставления информации, направленной на формирование привлекательного восприятия самоубийства, в том числе содержащейся в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Дополнительно законопроект дополняет статью 110 и проектируемую статью 110.1 квалифицирующими признаками - совершением уголовно-наказываемых деяний в отношении несовершеннолетнего и группой лиц по предварительному сговору.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием данного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.