Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1093467-6 "О парковании"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект является рамочным и направлен на закрепление в российском законодательстве основных принципов осуществления парковочной деятельности, определение основных понятий, связанных с осуществлением парковки и стоянки автотранспорта, эвакуации транспортных средств. Более детальное правовое регулирование вопросов организации парковок и стоянок для автотранспорта, не включенное в данный законопроект, по мнению авторов законопроекта, необходимо оставить в компетенции региональных и муниципальных властей.
В законопроекте дается четкое законодательное определение таких понятий как парковка, автостоянка, парковочное место, машиноместо и других. Таким путем в законопроекте устраняется имеющаяся неопределенность в понятийном аппарате, использующемся в существующем законодательстве, в нормативных актах Правительства Российской Федерации и различных профильных органов исполнительной власти.
Так, согласно предлагаемому проекту федерального закона под автостоянкой понимается специально обозначенная и при необходимости обустроенная и оборудованная площадь (открытая и крытая площадка), являющаяся, в том числе частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, используемая в качестве места для предоставления во временное владение (в пользование) мест для организованного хранения автомототранспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения. Таким образом, автостоянка предназначена именно для хранения транспорта.
Парковка, в свою очередь, предполагает лишь организованную стоянку транспортных средств и не предусматривает возможность организованного хранения транспорта. Так под парковкой в законопроекте понимается - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки автотранспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Законопроектом устанавливаются основные требования к организации парковок и автостоянок, в том числе платных, устанавливаются случаи, когда граждане имеют право бесплатной остановки или стоянки на платных парковках.
В частности, законопроектом устанавливается, что с целью посадки и высадки пассажиров на территории парковок разрешается бесплатная остановка автотранспортных средств, не превышающая 15 минут.
Также новеллой законопроекта является положение о том, что субъект Российской Федерации самостоятельно определяет перечень парковочных мест из числа располагающихся на территории платных парковок, на которых разрешается бесплатная стоянка автотранспортных средств в течение одного часа. При этом численность таких мест не может быть меньше 50 процентов от общего числа парковочных мест платных парковок, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно законопроекту вносимая плата за размещение автотранспортного средства на парковочном месте платной парковки (пользование парковочным местом) зачисляется в бюджет соответствующего муниципального образования или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Проектом федерального закона устанавливаются дополнительные гарантии для граждан, касающиеся как недопустимости взимания двойных сборов, так и иные гарантии, в частности вводится положение, согласно которому территориальные зоны размещения платных парковок, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не могут совпадать с территориальными зонами платного въезда в населенный пункт или его часть. Таким образом, автовладелец защищен от случаев, когда помимо платы за въезд на определенные территории, он вынужден вносить дополнительную плату за парковку.
В проекте федерального закона на законодательном уровне закрепляется понятие резидентов платных парковок и основные принципы организации выдачи резидентных парковочных разрешений.
В частности, согласно законопроекту на каждой парковке, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для размещения специальных автотранспортных средств инвалидов. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Законопроектом устанавливаются нормы обеспеченности машиноместами и парковочными местами в зонах жилой застройки. Так, согласно проекту федерального закона, в пределах жилой застройки требуемое количество машиномест для организованного хранения автомототранспорта на автостоянках должно определяться следующим образом:
- при застройке жилыми домами с обеспеченностью общей площадью до 30 кв. м на 1 жителя - не менее 1,0 машиноместа на квартиру;
- при застройке жилыми домами с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 кв. м на 1 жителя - не менее 1,7 машиноместа на квартиру;
- при застройке жилыми домами с обеспеченностью общей площадью свыше 50 кв. м на 1 жителя - не менее 2,0 машиноместа на квартиру.
Кроме того в пределах территорий жилой застройки должны предусматриваться открытые площадки (гостевые парковки) для размещения автотранспортных средств посетителей из расчета 40 парковочных мест на 1000 жителей, удаленные от подъездов обслуживаемых жилых домов не более чем на 200 м.
Отдельно законопроектом устанавливаются требования к специализированным стоянкам, на которых обеспечивается хранение задержанных транспортных средств в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом из оснований для задержания транспортных средств исключается задержание и эвакуация транспортного средства при неправильной парковке, в случае если транспортное средство не мешает дорожному движению.
Новеллой законопроекта является принципиально иной подход к организации перемещения транспортных средств на специализированную стоянку. Для реализации вышеуказанных задач законопроектом вводится понятие специализированной организации.
Специализированная организация - юридическое лицо, осуществляющее перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, созданное в каждом субъекте Российской Федерации, единственным учредителем и владельцем которого является субъект Российской Федерации, на территории которого организация осуществляет свою деятельность.
Таким образом, законопроект сосредоточит в руках государства огромный финансовый поток, который на данный момент необоснованно передан в частные руки и зачастую используется в целях личной наживы владельцев организаций, осуществляющих перемещение автотранспортных средств. Более того, настоящим законопроектом устанавливается принцип целевого использования таких средств путем их зачисления напрямую в дорожные фонды соответствующих субъектов Российский Федерации.
Для реализации концепции законопроекта также вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О парковании"
Принятие проекта федерального закона "О парковании" не повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О парковании"
В случае принятия проекта Федерального закона "О парковании" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
При этом Правительству Российской Федерации будет необходимо принять предусмотренные проектом Федерального закона нормативные акты в период с момента принятия до вступления закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.