Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 2 июня 2016 г. N 3.9-120/1
по проекту федерального закона N 1062760-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" - вносит Правительство Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 1062760-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" в целях защиты прав и законных интересов общества и его акционеров (участников общества с ограниченной ответственностью) установлен специальный порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Законопроект изменяет положения указанных федеральных законов, регулирующие крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
К числу основных новелл законопроекта в части крупных сделок можно отнести следующие:
- уточняются критерии, по которым сделка может быть отнесена к крупной, а именно, наряду со сделками, связанными с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно своего имущества, к числу крупных могут быть отнесены сделки, предусматривающие обязанность общества передать имущество во временное владение или пользование, а также предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам (договоры аренды и договоры о предоставление прав на использование результатов интеллектуальной деятельности);
- наряду с предварительным одобрением допускается также последующее одобрение ранее совершенных крупных сделок (при размере сделки от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества - единогласным решением совета директоров, более 50 процентов - собранием акционеров большинством в три четверти голосов);
- существенно изменяется порядок признания крупных сделок недействительной, а также субъектный состав лиц, которые могут требовать признания такой сделки недействительной - крупная сделка может быть признана недействительной по иску общества, члена совета директоров или акционера, владеющего более 1 процента голосующих акций общества).
Также исключается возможность распространения уставом общества режима крупных сделок на иные сделки. При этом вводится новая норма, в соответствии с которой уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общего собрания участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета) на совершение каких-либо сделок, перечисленных в уставе;
Уточняется порядок получения согласия на совершение крупной сделки. При этом предусматривается возможность согласия на совершение сделок с указанием минимальных и максимальных параметров и условий сделки либо порядка их определения; согласия на совершение ряда однотипных сделок; согласия на альтернативные варианты основных условий сделки; согласия на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно. Предлагается в решении о согласии на совершение сделки указывать срок его действия.
В части сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, законопроектом предлагается:
- изменить критерий отнесения сделки к сделки с заинтересованностью - в определении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, вместо термина "аффилированные" лица используется термин "контролирующие" лица (это потенциально уменьшает круг сделок, которые могут быть признаны заинтересованными);
- отказаться от обязательного предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью. Вместе с тем, такое согласие необходимо будет получать, если требование об этом заявит лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, член совета директоров (наблюдательного совета) либо члена коллегиального исполнительного органа;
- уточнить круг сделок, не требующих получения согласия на их совершение по правилам о сделках с заинтересованностью;
- установить, что правом подачи иска в суд о признании сделки с заинтересованностью недействительной обладают акционеры (участники общества с ограниченной ответственностью), обладающие не менее чем 1 процентом акций (долей) общества;
Комитет отмечает, что положения законопроекта в целом направлены на упорядочивание и систематизацию процедур, регулирующих совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью и направлены на сохранение баланса интересов между миноритарными и мажоритарными акционерами (участниками). Законопроект также способствует сокращению сроков совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок. Также потенциально уменьшится количество сделок, требующих предварительного согласования, что в свою очередь будет способствовать активизации корпоративной жизни и ускорению имущественного и финансового оборота. Концепция законопроекта поддерживается Комитетом.
Вместе с тем, ряд положений законопроекта нуждается в более углубленной проработке.
Так, в соответствии с проектируемыми п. 3 ст. 52 и абзацем 3 п. 1.1 ст. 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ об АО) лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, при подготовке к проведению собрания должен быть предоставлен отчет о заключенных обществом сделках, в совершении которых имеется заинтересованность (далее - сделки с заинтересованностью).
Вместе с тем, в настоящее время во исполнение Положения Банка России о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П эмитенты раскрывают информацию о сделках с заинтересованностью в форме сообщений о существенных фактах, в составе ежеквартального отчета, в составе годового отчета, в том числе с указанием по каждой сделке вида, сторон, даты совершения, существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о ее одобрении, заинтересованного лица, основания признания такого лица заинтересованным в ее совершении и т.п. Годовой отчет входит в состав документов, направляемых акционерам при подготовке к годовому общему собранию акционеров.
Таким образом, для публичных обществ введение дополнительного отчета о заключенных сделках с заинтересованностью представляется излишним.
Согласно проектируемым п. 4 ст. 78 - ФЗ об АО и п. 8 ст. 46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - ФЗ об ООО) под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, принятые в деятельности соответствующего общества и других хозяйствующих субъектов с аналогичными видами деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества, изменению вида деятельности либо существенному изменению масштабов деятельности общества.
Предлагаемое определение "обычной хозяйственной деятельности" крайне размыто, содержит внутренние противоречия ("любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества" и "независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее"), и не дает четких критериев отнесения сделок к категории сделок, совершаемых в рамках обычной хозяйственной деятельности.
Предлагаемое законопроектом пороговое значение для оспаривания акционерами (участниками), владеющими в совокупности (обладающими) не менее чем 1% голосующих акций (от общего числа голосов участников общества), крупных сделок и сделок с заинтересованностью, согласно проектируемым абзацу 1 п. 6 ст. 79, абзацу 2 п. 1 ст. 84 ФЗ об АО, абзацу 2 п. 6 ст. 45, абзацу 1 п. 4 ст. 46 ФЗ об ООО, представляется недостаточным и сохраняет за недобросовестными акционерами (участниками) широкие возможности дестабилизации деятельности общества и корпоративного шантажа путем оспаривания сделок.
В связи с этим предлагается предусмотреть в сторону увеличения порог владения акциями (долями), предоставляющий право акционерам (участникам) оспаривать крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
В соответствии с проектируемыми п. 1.1 ст. 84 ФЗ об АО, абзацами 4 - 6 п. 6 ст. 45 ФЗ об ООО ущерб интересам общества от совершения сделки с заинтересованностью предполагается, если не доказано иное, при наличии совокупности двух условий: отсутствует согласие (последующее одобрение) на совершение сделки; лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию предоставлена информация в отношении оспариваемой сделки.
Остается неясным, каким образом указанные условия могут свидетельствовать о возможном наличии ущерба интересам общества в результате совершения сделки с заинтересованностью (отсутствует причинно-следственная связь). Кроме того, неясна практическая ценность данной нормы: для признания сделки недействительной, как совершенной в ущерб интересам общества, самого предположения о наличии ущерба недостаточно.
Указанные нормы нуждаются в дополнительном обсуждении.
Законопроект предлагает включить в ФЗ об АО формулировку: "Для целей настоящей главы Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами.". Представляется целесообразным закрепление аналогичной нормы и в ФЗ об ООО.
Также представляется оправданным и целесообразным сохранение в ФЗ об ООО ныне действующего порядка, в соответствии с которым в обществах с ограниченной ответственностью крупные сделки размером от 25 до 50 процентов балансовой стоимости одобряются решением совета директоров общества с ограниченной ответственность.
Вместе с тем, Комитет считает, что отмеченные недостатки законопроекта могут быть учтены при его доработке ко второму чтению.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.