Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1093493-6 "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)".
Названные законопроекты разработаны во исполнение абзаца второго подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 августа 2015 г. N Пр-1626 и подпункта 3(a) пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2015 г. N ИШ-П13-5672 и направлены на усиление уголовной и административной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, в том числе за систематическое предоставление помещений для осуществления такой деятельности.
Следует отметить, что правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Федеральным законом также установлены ограничения осуществления указанной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Так, согласно статьям 5 и 13 Федерального закона игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом на основании разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом такие игорные заведения, как букмекерские конторы и тотализаторы, а также их пункты приема ставок могут быть открыты и вне игорных зон в порядке, установленном главой 3 Федерального закона, только на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов (пункт 3 статьи 14 Федерального закона).
Кроме того, Федеральным законом запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (пункт 3 статьи 5 Федерального закона).
За несоблюдение названных ограничений и запрета действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В частности, в соответствии со статьей 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) уголовно-наказуемыми являются организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом юридические лица несут административную ответственность за вышеуказанные деяния согласно части 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, частью 2 статьи 14.1.1 КоАП предусмотрена ответственность граждан, должностных и юридических лиц за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии.
Таким образом, в настоящее время данные деяния не являются уголовно-наказуемыми, что, учитывая степень их общественной опасности, представляется не вполне обоснованным.
В статье 171.2 УК установлены следующие виды основных наказаний: штраф, обязательные работы, ограничение свободы и лишение свободы.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по статье 171.2 УК в 2013 году всего осуждено 54 лица, из них к наказанию в виде штрафа приговорено 23 лица, к наказанию в виде обязательных работ - 3 лица, к наказанию в виде лишения свободы - 14 лиц, к наказанию в виде ограничения свободы приговоренных лиц нет.
В 2014 году по данной статье УК всего осуждено 103 лица, из них к наказанию в виде штрафа приговорено 49 лиц, к наказанию в виде обязательных работ - 1 лицо, к наказанию в виде лишения свободы - 9 лиц, к наказанию в виде ограничения свободы приговоренных лиц нет.
В первом полугодии 2015 года по статье 171.2 УК всего осуждено 110 лиц, из них к наказанию в виде штрафа приговорено 32 лица, к наказанию в виде обязательных работ - 3 лица, к наказанию в виде ограничения свободы - 2 лица, к наказанию в виде лишения свободы - 14 лиц.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о тенденции к увеличению количества рассматриваемых преступлений, а также о том, что суды за их совершение, как правило, назначают наказание в виде штрафа.
На основании изложенного настоящим законопроектом предлагается в статье 171.2 УК установить нижние пределы основного наказания в виде штрафа, а также предусмотреть ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны и за предоставление (в том числе систематическое) помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.
Представляется, что принятие федерального закона будет должным образом способствовать противодействию незаконной игорной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.