Досье на проект федерального закона
В соответствии с законодательством Российской Федерации в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии, к которым относится территория Дальнего Востока, государственному регулированию подлежат все тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям и потребителям, включая население (статья 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", далее - Федеральный закон).
Полное государственное регулирование цен (тарифов) как на оптовом, так и на розничном рынках неценовых зон обусловлено отсутствием конкуренции между производителями электроэнергии, изолированностью энергосистем Дальнего Востока, выраженной в слабых связях с ЕЭС России, неразвитостью сетевого комплекса ОЭС Востока, что приводит к ограниченным возможностям передачи электрической энергии из одного субъекта в другой и значительным объемам перекрестного субсидирования всех видов.
Наличие вышеперечисленных факторов приводит к тому, что цены (тарифы) на территории Дальнего Востока остаются высокими по отношению к центральной части России. Именно по этой причине для сдерживания роста регулируемых цен на услуги по передаче электрической энергии на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области и Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона до 01 июля 2029 года была продлена так называемая схема "последней мили".
Однако, несмотря на указанные особенности реализации электрической энергии (мощности) в неценовой зоне Дальнего Востока, с июня 2012 года из пункта 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), была исключена обязанность органов исполнительной власти субъектов в области государственного регулирования тарифов предоставлять оценку социально-экономических последствий выхода на оптовый рынок электрической энергии (мощности) крупных потребителей как в случае их самостоятельного выхода на рынок, так и в случае выхода таких потребителей путем заключения соответствующих договоров с энергосбытовыми организациями. Это позволило энергосбытовым компаниям, не являющимся гарантирующими поставщиками, выйти на оптовый рынок электрической энергии. В следствие чего орган в области регулирования тарифов вынужден перераспределять высвобожденный объем сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на оставшихся на розничном рынке потребителей, что приводит коросту тарифов. Эта проблема затрагивает интересы потребителей розничного рынка электроэнергии, в том числе бюджетных организаций, представителей среднего и малого бизнеса.
Так, в комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области поступило предложение по покупке электрической энергии (мощности) от крупной энергосбытовой компании в объеме 539,98 млн. кВт. В случае его удовлетворения будет необходимо перераспределить высвобожденный объем расходов сбытовой организации на оставшихся на розничном рынке потребителей (на 2017 год по расчету в сумме 70,3 млн. руб. или 28% от необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика).
Учитывая необходимость соблюдения требования пункта 11(1) Основ ценообразования о непревышении величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования по отношению к уровню цен (тарифов) второго полугодия предыдущего периода регулирования, указанное выше перераспределение расходов придется на второе полугодие 2017 года: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика по группе "прочие потребители" с 01.07.2017 увеличится в два раза по отношению к утвержденному размеру сбытовой надбавки в аналогичном периоде 2016 года. Рост конечного тарифа для отдельных групп потребителей с 01.07.2017 в данных условиях составит 116%. При этой согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год максимальный рост цен на электрическую энергию на розничном рынке для потребителей, исключая население, определен в размере 108%.
Попытки крупных потребителей стать субъектами оптового рынка электрической энергии и как следствие резкий рост тарифов для других участников розничного рынка входят в противоречие с поставленными задачами по развитию Дальнего Востока.
В то же время экономия, полученная крупными потребителями от выхода на оптовый рынок, не отражается на конечной стоимости товаров (услуг) данных предприятий.
Таким образом, отмена обязательного учета социально-экономического эффекта от выхода на оптовый рынок электроэнергии крупных потребителей для Дальнего Востока не только не привела к положительному экономическому эффекту для крупных потребителей, но и вызвала отрицательные социально-экономические последствия в виде объективного и обоснованного роста цен (тарифов) на электрическую энергию для остальных потребителей, в том числе бюджетных учреждений, что стало дополнительной нагрузкой на бюджеты разных уровней.
В сложившейся ситуации в целях защиты интересов потребителей и населения по аналогии с сохраненным в отношении некоторых субъектов ДФО механизмом "последней мили" полагаем необходимым вернуть полномочие органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в субъектах, расположенных в неценовой зоне Дальнего Востока, по оценке социально-экономических последствий от выхода потребителей на оптовый рынок как в случае их самостоятельного выхода, так и в случае заключения соответствующих договоров с энергосбытовыми организациями, что позволит ограничить рост тарифов на электроэнергию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" повлечет за собой внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Приказ ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1 "Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергий, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.