Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1056917-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно проектируемой части 8 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Единый институт развития в жилищной сфере (далее - Институт) наделяется правом передавать любым хозяйствующим субъектам в качестве пожертвования находящееся у него в собственности имущество. Обращаем внимание на пункт 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым пожертвования (дарение вещи или права в общеполезных целях) могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также публично-правовым образованиям. В связи с этим полагаем, что следует предусмотреть случаи, при наличии которых Институт вправе передать полученное от Российской Федерации имущество в качестве пожертвования.
Проектом вводится новый термин "парк", который употребляется при следующем перечислении: "промышленные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы, объекты инфраструктуры", в связи с чем не ясно содержание данного термина.
В дополнительном обсуждении нуждается проектируемая часть 6.8 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), поскольку оставляет на усмотрение Института не только порядок рассмотрения ходатайства уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но и основания для отказа в проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков и безвозмездного пользования ими.
Проектируемой частью 6.1-3 статьи 11 Федерального закона N 161-ФЗ предлагается установить полномочие Правительства Российской Федерации по определению любых организаций, имеющих право обращаться в Институт с ходатайством о передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим обращаем внимание, что в части 6.1 указанной статьи определен закрытый перечень таких организаций. В ином случае должны быть определены критерии организаций, сфера их деятельности либо иные характеристики, по которым Правительство Российской Федерации их определяет (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 N 2-П).
Требует обоснования проектируемый абзац 11 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и проектируемый пункт 13 части 1 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые предоставляют Институту - частному хозяйствующему субъекту право на бесплатное получение сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзац 11 пункта 2 статьи 8" следует читать "абзац 15 пункта 2 статьи 8"
В пункте 3 части 1 статьи 14 проекта предусматривается, что Институт является правопреемником Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) в отношении объектов интеллектуальной собственности и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности Фонда. Как следует из части 4 ГК РФ, интеллектуальная деятельность осуществляется только физическими лицами, которые и создают в результате такой деятельности объекты интеллектуальной собственности. Поскольку сам Фонд обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности на основании договора с автором, то переход исключительных прав возможен лишь на основании договора отчуждения (правопреемства в данном случае нет, поскольку Фонд подлежит ликвидации).
В части 3 статьи 14 проекта функции агента Российской Федерации рассматриваются в качестве ограничения (обременения) права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, что является не верным, поскольку агентский договор, как и любой представительский, не является обременением вещного прав на объект недвижимости, принадлежащий принципалу.
Часть 7 статьи 14 проекта не согласуется с положениями 61- 63 ГК РФ, поскольку Наблюдательный совет Института не является органом Фонда, уполномоченным учредителем (Российской Федерации) на принятие решения о ликвидации Фонда.
Также обращаем внимание на то, что вопреки пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 161-ФЗ проект не определяет цели, порядок и сроки ликвидации Фонда. Кроме того, в статье 14 проекта сохраняется неопределенность с моментом фактической ликвидации Фонда.
Обращаем внимание, что территориальные органы структурно являются составной частью федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим в части 8 статьи 14 проекта вести речь о полномочии территориального органа федерального органа исполнительной власти без взаимосвязи с полномочиями этого федерального органа исполнительной власти не представляется корректным.
С учетом норм главы 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" полагаем более корректной следующую редакцию части 8 статьи 14 проекта: "Решение о государственной регистрации в связи с ликвидацией Фонда на основании настоящего Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, принимает в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.