Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1094733-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах"
Досье на проект федерального закона
В 2012 году Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дополнен положениями о порядке проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт). ЖК РФ наделил субъекты Российской Федерации практически не ограниченным объемом регулирования проведения капитального ремонта. При этом по ряду значимых вопросов проведения капитального ремонта наблюдается совершенно различная региональная практика, либо имеет место ситуация, когда должное правовое регулирование отсутствует как на региональном, так и на федеральном уровне. На необходимость совершенствования системы капитального ремонта обращено внимание в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
Законопроект предлагает внести изменения и дополнения в ряд статей ЖК РФ с целью унификации подходов к наиболее важным вопросам проведения капитального ремонта.
Очередность проведения ремонта зачастую ставится субъектами РФ в зависимость не столько от состояния дома, сколько от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). Однако эти критерии должны быть объективными. На это указывал и Конституционный Суд РФ в постановлении N 10-П. Очередность проведения капитального ремонта должна зависеть от технического состояния дома. Учитывая изложенное, решение этого вопроса предложено перенести на федеральный уровень.
Субъекты Российской Федерации фактически не применяют механизм дифференциации минимального размера взноса на капитальный ремонт. В некоторых случаях минимальный размер взноса устанавливается предельно низким (не отражающем реальные потребности в проведении капитального ремонта) или достаточно высоким. Например, в г. Москве размер минимального взноса составляет 15 руб. на 1 кв. м., а в г. Санкт-Петербурге - взнос определен в размере от 2 до 3,50 руб. Законопроектом предлагается закрепить обязательную дифференциацию взносов в зависимости от типа дома, его технического состояния, других условий. При этом форма методических рекомендаций не совсем подходит, поскольку позволяет субъектам РФ по своему усмотрению применять рекомендации. В связи с изложенным предлагается определить, что условия расчета взносов, как один из важнейших аспектов системы капитального ремонта, определяются Правительством Российской Федерации.
Регионы устанавливают чрезмерно сокращенные сроки проведения ремонта, которые не обеспечивают надлежащим образом права собственников помещений многоквартирного дома и приводят к принятию соответствующих решений органами местного самоуправления или региональным оператором. Это касается, в частности, сроков наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, сроков выбора способа формирования фонда капитального ремонта. Законопроект предлагает скорректировать порядок определения соответствующих сроков, установив для них минимальные и максимальные пределы, исходя из анализа существующей региональной практики.
ЖК РФ предусматривает возможность установления субъектом РФ минимального размера фонда, формируемого на специальном счете, по достижении которого собственники могут прекратить отчисления и искать дополнительные инвестиции для скорейшего проведения капитального ремонта. В методических рекомендациях, утвержденных Минстроем, рекомендовано определять минимальный размер фонда не более 30% оценочной стоимости капитального ремонта. Однако есть субъекты РФ, где минимальный размер достигает 70-90% оценочной стоимости капитального ремонта (Калининградская область, Свердловская область), что не позволяет достигать цели этого механизма. В связи с этим предлагается закрепить не право, а обязанность региональных властей устанавливать минимальный размер фонда, на уровне закона предусмотрев его максимальный размер.
В законопроекте с учетом правовых позиций, сформулированных в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П, закладываются основы системы информирования собственников помещений о порядке проведения капитального ремонта. Общие правила информирования должны определяться для органов местного самоуправления субъектами РФ. Устанавливается обязанность органа местного самоуправления по уведомлению собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Закрепляется обязанность региональных и муниципальных властей передавать в информационную систему ЖКХ дополнительные сведения о ходе проведения капитального ремонта, о критериях очередности капитального ремонта, об изменениях региональных программ.
В целях обеспечения защиты прав собственников помещений при аккумулировании фонда капитального ремонта "в общем котле" предлагается закрепить правила о возмещении убытков региональным оператором в соответствии с гражданским законодательством. А также возложить на регионального оператора дополнительную ответственность в виде пени за неисполнение обязанностей по проведению ремонта в установленные сроки. Эта мера призвана корреспондировать обязанности собственника уплачивать пени за просрочку уплаты взносов и будет стимулировать региональных операторов к надлежащему исполнению своих обязанностей.
Законопроектом также уточняются правила о специальном счете. В частности, определяются правила учета фонда капитального ремонта владельцем специального счета, уточняются требования к договору подряда в случае проведения капитального ремонта при формировании фонда на специальном счете (требования к гарантийному сроку). В настоящее время эти правила и требования не установлены.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать совершенствованию системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйстве." в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах" потребует принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определение критериев очередности проведения капитального ремонта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.