Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" разработан в целях улучшения социального положения и осуществления единого правового подхода к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в тяжелых климатических условиях Дальнего Востока.
Данным проектом федерального закона предлагается установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца (далее - фиксированная выплата) с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. К таким территориям относятся, прежде всего, районы Крайнего Севера и приравненные к ним. Вместе с тем, в южных районах Дальнего Востока, не являющихся районами Крайнего Севера и приравненными к ним (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), также установлен и применяется районный коэффициент к заработной плате (в размере от 1,2 до 1,3).
При выходе на пенсию лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на весь период их проживания в таких районах (местностях) Федеральный закон "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания. Другими словами, данный коэффициент для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему районов выплачивается как в период трудовой деятельности к заработной плате, так и при получении ими страховой пенсии как надбавка к фиксированной выплате.
В то же время, для лиц, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но являющихся районами с тяжелыми климатическими условиями, и где установлен районный коэффициент к заработной плате, при расчете фиксированной выплаты к страховой пенсии данный районный коэффициент не применяется.
В данном случае имеет место юридическое неравенство, вызванное разными правовыми подходами к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями.
Необходимо подчеркнуть, что установление районных коэффициентов свидетельствует о признании органами государственной власти Российской Федерации наличия дискомфортных условий для жизни людей в указанных районах и местностях и необходимости компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан. В связи с этим, отказ в применении районного коэффициента для каких-либо групп населения (в данном случае - получателей страховых пенсий), проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, представляется необоснованным и дискриминационным.
Следует также отметить, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, уплачиваются с сумм заработной платы, начисленной с учетом районных коэффициентов.
Вместе с тем, Федеральный закон "О страховых пенсиях" предусматривает одинаковые размеры для фиксированных выплат к страховым пенсиям как в центральных районах страны, так и в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Неравенство в подходе к пенсионному обеспечению дальневосточников усугубляется также следующим обстоятельством. Так, районный коэффициент предусмотрен при расчете пенсий для государственных служащих, проживающих на всей территории Дальнего Востока (Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями").
Например: ч. 2 ст. 14 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": "Размеры пенсий, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях)".
В привилегированном (по признаку учета районного коэффициента в пенсионных выплатах) положении по сравнению с получателями страховых пенсий находятся и некоторые другие категории граждан, на которые распространяется действие ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", например, получатели социальных пенсий.
Следовательно, неравенство в подходе к пенсионному обеспечению граждан, проживающих на Дальнем Востоке, имеет место как по районам проживания (фиксированная выплата к страховой пенсии увеличивается на районный коэффициент только в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям), так и по кругу лиц (пенсии по государственному пенсионному обеспечению для государственных служащих и некоторых других категорий, проживающих в любых районах с тяжелыми климатическими условиями, в том числе на юге Дальнего Востока, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, в то время как в страховых пенсиях жителей южных районов Дальнего Востока районный коэффициент не учитывается). Данная юридическая дифференциация носит дискриминационный характер и не может считаться обоснованной.
Для граждан, проживающих во всех районах Дальнего Востока, при решении вопросов их пенсионного обеспечения должен быть обеспечен единый подход. Установленный районный коэффициент для местностей с особыми климатическими условиями, призванный компенсировать часть дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, должен учитываться как в заработной плате, так и в пенсионных выплатах всех жителей Дальнего Востока, а не только жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Соблюсти разумную дифференциацию при компенсации тяжелых климатических условий позволяет разница в существующих размерах районных коэффициентов (например, Крайний Север - 2,0; южные районы Дальнего Востока - 1,2).
Как установил Верховный Совет Российской Федерации в действующем в настоящее время Постановлении от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", "государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям". (Южные районы Дальнего Востока в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 N 53 как раз относятся к таким районам).
Среди установленных данным Законом гарантий и компенсаций, которые должны распространяться на местности с особыми климатическими условиями, где действуют районные коэффициенты, предусмотрено повышение на районный коэффициент фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В последнем случае пенсионное законодательство полностью учитывает данные правовые нормы, в отношении же фиксированной выплаты к страховой пенсии имеет место пробел.
Отсутствие единого правового подхода к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в особых климатических условиях, что выражается в неучете районного коэффициента в пенсионных выплатах получателей страховых пенсий в южных районах Дальнего Востока, влечет за собой на практике крайне негативные социальные последствия.
Уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в регионах с более благоприятными климатическими условиями. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке с учетом тяжелых климатических условий и отдаленности территории, тарифы на тепло- и электроэнергию, расходы на транспорт, коммунальные и бытовые услуги, цены на продукты питания более высокие, чем во многих других регионах.
В конце декабря 2015 года на официальном сайте Центра изучения пенсионной реформы был опубликован рейтинг "Социального благополучия пенсионеров"*. Было исследовано 52 региона России численностью населения более 1 млн. человек. Участвовавшие в исследовании южные регионы Дальнего Востока - Хабаровский край и Приморский край - заняли соответственно 45 и 52 (последнее) места по уровню благополучия пенсионера. За основу подсчетов авторами исследования взяты статистические данные по средним пенсиям в регионе проживания, а также основным средним расходам на услуги ЖКХ, стоимость продуктовой корзины и траты на лекарства в каждом конкретном регионе.
Относительно занявшего последнее место Приморского края установлено следующее: "Если предположить, что пенсионер получает среднюю пенсию 11124 руб., платит 5 954 руб. за жилищно-коммунальные услуги, 5 093 руб. тратит на продукты (продуктовая корзина), у пенсионеров даже не остается средств на лекарства, он уходит в "минус".
Заслуживает внимания также тот факт, что по указанным выше причинам в субъектах Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, прожиточный минимум существенно превышает среднероссийский уровень. В силу этого, в данных регионах велика доля лиц, пенсия которых ниже прожиточного минимума. Например, только в одном дальневосточном субъекте РФ - Приморском крае - по расчетам на 2015 год количество пенсионеров с пенсией ниже прожиточного минимума составило более 76 тыс. человек. Данным лицам выплачивается социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума из федерального и регионального бюджетов.
Учет районного коэффициента при начислении фиксированной выплаты к страховой пенсии для всех дальневосточников позволил бы несколько выровнять ситуацию и снизить социальную напряженность в регионах Дальнего Востока, а также увеличить число лиц, пенсия которых станет соответствовать прожиточному минимуму и, соответственно, уменьшить выделение бюджетных средств на выплату им социальной доплаты к пенсии.
В последние несколько лет в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации теме экономического развития Дальнего Востока неизменно уделяется особое внимание, отмечается необходимость создания привлекательных условий для жизни людей. При этом ключевыми центрами экономического развития называются как раз южные регионы Дальнего Востока - Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск и другие. Однако в настоящее время уровень жизни дальневосточников, в особенности получателей страховых пенсий (а это большая часть пенсионеров) крайне низкий, продолжается отток населения. Без грамотной социальной политики экономическое развитие Дальнего Востока, предполагающее привлечение трудовых ресурсов и высококвалифицированных специалистов, крайне затруднено.
Необходимо также отметить, что без поддержки федерального бюджета решить проблему учета районных коэффициентов к фиксированной выплате к страховой пенсии невозможно. В крупных экономически активных и самообеспеченных регионах могут осуществляться доплаты к пенсиям за счет средств региональных бюджетов. В дотационных дальневосточных регионах, где делаются только первые шаги для совершенствования экономического развития, такая возможность отсутствует.
Полагаем, что поскольку данный вопрос является крайне важным как для жизни населения Дальнего Востока, так и для экономического развития региона в контексте стратегического развития экономики страны, его решение повысит привлекательность территорий Дальнего Востока как места жительства людей, а также будет являться фактором стимулирования положительной демографической динамики и уменьшения оттока населения.
Депутат Государственной Думы |
А.В. Корниенко |
------------------------------
* http://rospens.ru/research/ratings/reyting-sotsialnogo-blagopoluchiya-pen sionerov.htm
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях""
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 декабря 2015 года численность получателей страховых пенсий, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и получающих фиксированную выплату к страховой пенсии без учета районного коэффициента (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), составила 746 336 человек, из них 691 776 получают страховую пенсию по старости, 31 495 человек получают страховую пенсию по инвалидности (из них I группы - 3 141; II группы - 13 795; III группы - 14 559), 23 065 человек - страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Численность получателей страховых пенсий по старости и по инвалидности, имеющих иждивенцев, - 81 603 человека (в том числе одного иждивенца - 77 331; двух - 3 592; трех и более - 680). Численность пенсионеров, достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы, получающих страховую пенсию по старости, - 87 273 человека. Численность детей, потерявших обоих родителей, или детей умершей одинокой матери, получающих страховую пенсию по случаю потери кормильца, - 205 человек.
Исходя из действующего законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 года N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР") в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, установлен в размере 1,2.
Расчет дополнительных расходов на увеличение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом районного коэффициента 1,2 составлен исходя из положений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", следующим образом:
1. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) установлена с 01.02.2016 в размере 4558,93 руб. в месяц (Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ). С учетом коэффициента 1,2 она составит 5 470,72 руб. - больше на 911,79 руб.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 646 196 514,48 руб.; ежегодные - 7 754 358 173,76 руб.
2. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца установлена в размере 2 279,45 руб. в месяц. С учетом районного коэффициента 1,2 она составит 2 735,34 руб. - больше на 455,89 руб.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 17 152 405,36 руб.; ежегодные - 205 828 864,32 руб.
3. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, установлено в размере 4558,93 руб. в месяц. С учетом коэффициента 1,2 оно составит 5 470,72 руб. - больше на 911,79 руб.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 79 574 648,67 руб.; ежегодные - 964 895 784,04 руб.
4. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам I группы установлено в размере 4558,93 руб. в месяц. С учетом коэффициента 1,2 оно составит 5 470,72 руб. - больше на 911,79 руб.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 2 863932,39руб.; ежегодные - 34 367 188,68 руб.
5. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности установлено в размере 1 519,64 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. С учетом районного коэффициента 1,2 оно составит 1823,57 руб. - больше на 303,93 руб.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 26 306 661,15 руб.; ежегодные - 315 679 933,8 руб.
6. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери установлено в размере 2 279,45 руб. в месяц. С учетом районного коэффициента 1,2 оно составит 2 735,34 руб. - больше на 455,89 руб.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 93 457,45 руб.; ежегодные - 1 121 489,4 руб.
Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета на выделение Пенсионному фонду Российской Федерации межбюджетных трансфертов составят порядка 9 276 251 434 руб. в год с учетом последующей ежегодной индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, начиная с 2017 года.
Перечень федеральных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" в части включения лиц, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в число лиц, при расчете фиксированной выплаты к страховой пенсии которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
2. Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 249 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.